Прекрасно понимая, что моя способность мотаться по местам для оперной элиты совершенно неприемлемым, отправился я все же в Český Krumlov, - как всегда на перекладных, - а перед этим ... стесняюсь даже сказать куда... Угадайте, на какой фестиваль ? В Верону, блин. Блин, п ч в Вероне пришлось упасть в объятия Люцифера - погодной аномалии, невиданной даже для этой, одной из самой жарких сковородок Европы.
Путь мой лежал, разумеется, через Вену; опять же, как я люблю - вылет в 5.45 утра:-). Старшая стюардесса Austrian Airlines по имени Сабрина, со стажем налету часов где-то 10 000, вышла в люди с микрофоном и сразу повеяло такими дорогими, такими любимыми 80-ми, и ТУ-104 - лучшим в мире самолетом; захотелось ее слушаться, не вскакивать после взлета, как все наши всегда делают, не позориться аплодисментами едва шасси коснутся земли и тд, т е вести себя дисциплинированно, с удовольствием кушать то берло и в том количестве, в каком его предлагают австрийские авиалинии.
В конце полета было жалко расставаться с Сабриной, и прощаясь, на чистом немецком я ей сказал Auf Wiedersehen в надежде на то, что этот фидерзейн состоится в какое-нибудь ближайшее время:-).
Очередной переход Дольчева через Альпы состоялся с помощью итальянской компании Air Dolomiti, которая осуществляла переправу больше часа, а от Вены о Вероны - к сведению - 560 км... Когда моя винтокрылая калоша села в Aeroporto di Verona-Villafranca известным также, как аэропорт имени Валерио Катулло - если кто знает, скажите кто этот мужик и чем он так знаменит, коль скоро его гордым именем назвали один из самых ебанистических портов мира, и я вышел, ясен перец, на поле, сразу же захотелось назад ... в Москву, на Северный полюс/Камчатку/Тундру - куда угодно, где нет бушующего Люцифера. Конечно есть люди, которым нравится обливаться потом, ощущать полуобморочное состояние, ходить с ошпаренной рожей ... Я не из таких.
Относительно без проблем удалось доехать на аэробусе до веронского вокзала Porta Nuovo, а дальше началось... Отель находился в отдалении от центра, - п ч в приближении к центру отели в Вероне выставляют т а к и е цены, - но обещал кондиционер (и слово свое сдержал); до него надо было еще добраться на одном из городских автобусов, которые совсем недавно поменяли свои номера. Предполагаю, что это делается специально и достаточно часто для того, чтобы держать в тонусе сволочных туристов, от которых жизни в городе практически нет - их в Вероне слишком много:-). Автобус довез меня конечно не до отеля (думаю, этот факт также связан с дрессировкой), а, как потом оказалось, за 5 остановок до него. Здесь прошу взять на заметку интересную особенность Вероны - улицы там обозначаются только в начале и в конце, и если ты случайно вляпался в середину, - то пиздец, - ты не знаешь где ты и кто ты. На мое счастье в Вероне живут люди разных национальностей и мне бог послал дедушку-албанца, который очень любит русские фильмы и даже немножко говорит по-нашему. Он ехал на велосипеде с рынка, вез 2 перца в корзинке на багажнике и он единственный из всех вокруг, находящихся на остановке Porta Vescovo, знал где находится отель Maxim, ради меня спешился с велосипеда и мы с ним, приятно беседуя при 50° жаре о красотах города Тирана и о том, что в Албании замечательно развивается туризм, через 25 мин добрели до отеля и расстались как добрые друзья. После чего я буквально на карачках вполз в контролируемый климат лобби отеля, в котором намеревался проживать. То, что хотелось спать, это было не главное - а вот что не хотелось выходить а улицу, это был вопрос почти гамлетовский - практически to be, or not to be...
Но через 6 ч меня ждала веронская Arena и хоть я уже видел там эту самую премьерую Тоску, не пойти на нее просто не мог. Кроме того, надо было прибарахлиться билетами на все три дня, которые я намеревался провести на Gradinata.
Героическая на самом деле затея. Единственное, что меня вдохновляло - артистам еще хуже. Конечно моей заднице было трудновате высидеть на раскаленной Арене на заранее заготовленном коврике из ашана, но, как я теперь окончательно оценил, главная прелесть амфитеатра - ледяное вино и на Кармен (на 3-й день) разносчики напитков меня встречали чуть ли не криками "Браво!":-)
Arena di Verona, раскаленная добела, конечно уже не та. Если вспомнить былые времена и ту же самую Тоску, когда амфитеатр был упакован с плотностью один кубический см тела на один см площади, то сегодня картина наблюдалась несколько иной : центральная градината кое-как заполнилась, боковины зияли проплешинами, а на партер без слез нельзя было взглянуть - дай бог половина каждого сектора показывала заполняемость, на всем остальном пространстве можно было спокойно рассматривать пустые пластиковые сиденья. Для градинат-публики это конечно хорошо - заранее не приходи, да и за три часа, как в былые времена, теперь не пускают, можно спокойно притопать в 8.30 и найти себе местечко.
Вполне с удовлетворением, с первых же тактов я понял, что звук на Арене снова живой - эксперимент для любителей оперного шоу с подзвучкой на какое-то время в Вероне приостановлен (по слухам, возмущения опероманов было беспредельным : люди готовы терпеть капризы погоды, звук как-будто в вате, что и имело место быть на Тоске из-за серьезных атмосферных аномалий, но требование живого голоса в веронском амфитеатре остается основополагающим). Не уверен насчет будущего аренного сезона, но сейчас там все так, как было сто лет назад.
Певцы с голосом Арены основная достопримечательность летнего фестиваля. Если говорить о Тоске, с уверенностью можно сказать о двух исполнителях, которые полностью соответствовали требованиям : Martina Serafin, - лучшая Тоска из всех, кого я слушал в последнее время и Александр Антоненко /Aleksandrs Antonenko/.
Click to view
Click to view
Martina Serafin - Aleksandrs Antonenko
Конечно их голоса звучали не так, как они звучат в акустических залах : тембрально наполнено, выпукло, с блеском. Для того, чтобы отоварить Арену надо к ней приспособиться, ну и помнить о всех тех великих, которые пели на ней и составили ее славу. Они смогли, а мы-то что ж... А для того, чтобы это действо стало настоящей Оперой, есть все входящие : великолепный оркестр, в котором каждый сезон идет серьезный отбор для того, чтобы укомплектовать его в надлежайшем объеме (там, на минуточку, пять арф), профессиональный хор, замечательно вымуштрованные статисты, абсолютно органичные в любой постановке и получающие удовольствие от собственного присутствия на этой великой сцене.
Alberto Mastromarino-Скарпиа по сравнению с Р.Раймонди имел несколько шутовское обличие : откуда-то взялся камзол с эполетами и сильно преувеличенный парик с хохлом, придававший ему вид гамбургского петуха. Сказать, что Мастромарино голос Арены нельзя; партию он озвучивает, но это стоит больших усилий и проталкивать голосом плотную жаркую атмосферу ему далеко не всегда удавалось.
Click to view
Про режиссуру стоит сказать отдельно. Arena di Verona - единственное место, где осталась настоящая оперная Режиссура в полном соответствии с музыкой и либретто. Я фанат Hugo De Ana и его Tosca для меня эталон с того самого момента, как я увидел это фантастическое действо. Достаточно камерное произведение, которое, казалось бы, воспроизвести на большом пространстве невозможно, воспринимается здесь как масштабная эпопея; причем, вся лирика соблюдена и все нюансы отношений межу героями понятны, доступны и преподнесены публике без глупой патетики и дешевой сентиментальности. Описать все что происходит невозможно, это надо видеть и в этом надо принимать участие, поджариваясь на горячих ступеньках градинаты:-). Этот спектакль транслировал наш культурный канал и я еще тогда говорил видео-картинка не дает и малой толики впечатления, не научились пока операторы передавать всей грандиозности и всех тонкостей таких постановок. Нельзя объять необъятное, - как говорил Козьма Прутков. Зато можно посетить Верону в адскую жару и забыть о ней на момент от начала и до конца спектакля:-).
Click to view
Пушки из "Тоски" на следующий день перед Ареной
Перед началом спектакля я раза 2 обошел Арену вокруг в поисках артистического выхода, который раньше был принципиально сзади сцены - кто знает - там где небольшая кафешка - и было оч приятно, попивая винцо, наблюдать за теми кто вышел. Теперь Арена оттяпала себе практически все заднее пространство этой небольшой площади, а артистический выход перенесли на левую сторону, чтобы исполнители, выходя из амфитеатра, упирались прямиком в будку скорой помощи.
Италия вообще отличается спектаклями после спектакля и Арена, разумеется, имеет несколько своих приколов. Главный прикол сыр Carlo - клакер со стажем работы на Арене уж никак не менее 40 лет:-). Тоской дирижировал Марко Армилиато и на каждый его выход очень специфическим клакерским голосом Карло орал "Браво, Маэстро!", аплодисменты начинались всегда из одного места и иногда сопровождались поименкой (ну это понятно как делается... заплати и тебя выкрикнут). Но помощь на подсыре от Карло(са) была просто неоценимая - он выкрикивал фамилию каждого кто выходил и при этом называл роль, в которой исполнитель выступал на сцене. Т е таких проблем, чему я был свидетелем однажды в Covent Garden, когда в каждой выходившей женщине искали Светлу Василёву и пытались брать автографы:-), в Вероне практически не может быть - Карлос все расскажет и даже те дамы, которые спокойно шли из туалета могут быть схвачены им, подведены к артисту и вольно / не вольно начнут лепетать какие-то приятные слова.
Я конечно поджидал Антоненко... Но не дождался... Ворота закрыли. Мартина Серафин со всеми сфотографировалась. Всем поулыбалась. Надарила фоток. И пошла, сопровождаемая некоей группой людей, в сторону питален. Ну и я пошел ... на стоянку такси, не подозревая, что на самом деле это был еще далеко не конец. Те, кто были в Вероне, отлично знают вереницу кафе слева на Piazza Bra,
вот там по окончании спектакля полный аншлаг, и мне таки пришлось вернуться к этим кафе, п ч оттуда раздавались вопли "Brava" и выкрики Карлоса типа Тоска идет, Вива Пуччини. Я, разумеется, галопом - как же так, Тоска идет и без меня:-), а там несколько сопровождающих несли заранее распечатанные на принтере бумажки с фамилией (завтра напишу про Турандот и покажу процесс:-) ) и в каждом кафе представляли. Народ вопил, главными заводилами были официанты, которые спокойно могли бы работать штатными клакерами, а Тоска торжественно шла, раскланивалпсь и, по-моему, ей все это оч нравилось. Век живи - век учись. Такого я себе даже представить не мог. Но сразу же оговорюсь, похоже, далеко не все в восторге от такой затеи и, предполагаю, что Антоненко смылся через другой выход, чтобы ему не орали Каварадосси идет. Пока Тоcка обходила все кафе, я уже засел в мотор и через 7 мин был уже в холодненьком номерочке, и мои белые шорты еще имели достаточно пристойный вид.:-)