Tosca Wiener Staatsoper 19.03.2012

Mar 22, 2012 23:40

Т к 19 января я был в Вене, то билетом на 19 марта на Tosca в Wiener Staatsoper запасся заранее. Оставалось только перелететь из Цюриха в Вену опять в битком набитом самолете и с этой задачей я легко справился.

Тоска - первый спектакль, который José Cura спел 18 лет тому назад в Вене и так и продолжает по сю пору - раз в 2-3 года обязательно поет Каварадосси (не знаю, правда, как дальше будет, п ч у нынешнего интенданта другие любимые исполнители и на будущий год в роли Тоске наверняка выступит его любимчик Alagna).



Основной интерес публики и прессы был связан с первым выступлением на сцене Staatsoper в заглавной партии Nina Stemme-Meisterin aller facher, как перевел google - чемпион всех времен.:-) Но я все же предполагаю - мастер всех направлений оперного искусства, читай, специалист широкого профиля:-). И, действительно, ознакомившись с тем, чего Stemme в своей жизни не попела, я был несколько ошарашен : тут и Маргарита с Мими и Брунгильда с Изольдой, и Татьяна с Катериной Измайловой, и Графиня Альмавива с Розалиндой, и много еще чего типа Аиды и Р.Штрауса... Когда только успела все это спеть... А главное - где.:-) До моего знакомства с ней, Стемме уже побывала в городе на Неве и вызвала ажиотаж среди разбирающейся в голосах публики. Там она пела Вагнера. Этот композитор писал немножко другую музыку, чем Пуччини, который конечно предполагает стенобитность, мощь, напор звукоизвлечения, но и лирическими фрагментами его оперы не обделены и не интересными по тембру вагнеровскими голосами Пуччини все же петь не рекомендуется.



В Вене с Тоской мне повезло только один раз и была это Мария Гулегина, которую к этому времени я уже списал со счетов, а она тогда выдала грандиозный спектакль и по вокалу и по успеху.

С этих незабываемых позиций я и попытался присмотреться и прислушаться к Майстерине Stemme и борьбу за первенство в моих воспоминаниях она проиграла начисто.
К сожалению певица мало что предстаавляет собой как актриса, а Тоска без драматизма состояться не может. Вроде бы и к внешности не придерешься и смотрелась она исключительно хорошо во всех нарядах этого замечательного исторического спектакля, но от Стемме веяло полным равнодушием к тому, что происходит на сцене, она отыгрывала все положенные мизансцены, не вдыхая в них свое собственное отношение.
С голосом тоже далеко не все гладко в этой партии. Да, он большой, мощный и объемный, пробивной, но в нем нет настоящего шика драматического сопрано : он не экспрессивен, плохо окрашен и легкое качание в начале, - которое нисколько не мешало, а даже придавало какую-то особенность этому в голосу, - в знаменитой Vissi d'arte, где солистка хотела блеснуть длинным дыханием, сыграло со Стемме злую шутку - к концу она стала просто булькать на подобие кипящей воды. Арию практически завалила и для певицы такого масштаба такие пердимонокли совершенно не к лицу.
Даже Асмик Папян, которая не ровно провела весь спектакль, Молитву все же спела.
Мне показалось, что публика Штаатсопер вместе со мной пришла в недоумение, п ч обычно Vissi d'arte идет на Ура и орут как зарезанные, а здесь это был всего лишь вежливый прием и 2-3 Brava. И к вопросу о БУ - вот здесь спокойно можно было бы крикнуть, п ч исполнение никуда не годное. Однако, ничего такого не случилось.
В последнем действие кинжал вонзила она практически провизжала и До далось на пределе. А во всех лирических моментах Стемме звучала по простецки и маловыразительно.
Т е, не всякий вагнерист споет хорошо il verismo и каждому овощу свое время и место. Хотя, в конце певица получила свою порцию бурных оваций, но это же всегда так - выходит последней.

image Click to view



А опера прошла с бурным успехом благодаря мужиками, они на этот раз просто подобрались.
У меня теперь новый кумир - Marco Vratogna. Пел Скарпиа.



Обладатель приятного на слух баритона, что для такой партии как Скарпиа может и не есть хорошо:-). Роль всю практически пропел и такое на моей памяти впервые : не гавкал / не рявкал / не ширил звук / ни одной проходной нижней ноты - все озвучены и сама по себе манера исполнения оч привлекательная, четкая, настоящая итальянская. И вот уж у кого более чем достаточно было драматизма в игре. Причем, без всякого намека на кривляние, корченье рож и всю ту дешевую атрибутику, которую слишкой часто употреляют многочисленные исполнители этой партии. У Vratogna Скарпиа получился выписанным в стиле изображемой эпохи от а до я.
И тоже успех у публики имел оч хороший; он бы и больше получил, если бы не сидел до окончания 3 акта.

К этому сезону немножко подновили сам спектакль, стало посветлее в последнем действии и Палаццо теперь светят намного лучше. Подновили костюмчики - у José Cura новые штанишки и сюртук, поистрепались видать за 18 лет, а скорей всего натянуть уже не может.:-)
В этом спектакле Кура был заметно сдержанней, чем с Папян и, тем более, с Гулегиной : в церкви никаких заигрываний, все серьезно; в 3 акте как-то тоже особо не миловались; да и Вратонья к выдающейся Брунгильде не очень-то приставал, - т е, приснопамятного заваливания на кушетку в исполнении дядиРудега здесь не случилось - попытки к изнасилованию прошли целомудренно:-).
А т к партнерша была холодна, как нос здоровой собаки, мужичкам ничего не оставалось, как добирать вокалом в своих сольных фрагментах. И Кура добрал (кто бы в этом сомневался). Блестяще спел обе арии, заферматил Викторию так, что стены дрожали и сыграл как полагается и конечно имел всё, что он должен иметь и походу спектакля и по окончания его : после каждого действия по 2 раза за занавес, в конце 2 раза соло поклон и вообще принимали замечательно.
Спектакль получился праздничным и поэтому у меня язык не поворачивается сказать без Тоски нет Тоски - Тоска была более чем среднего уровня, однако вечер превосходнейшим образом состоялся.

image Click to view



Состоялся и подсыр, который меня интересовал с моей не тривиальной точки зрения:-).
Как хорошо - никакого орднунга. Т е не нашлось соплиста, который бы оплатил двоих ливрейных, делавших бы пуск и выпуск при проходе к телу (а народу было заметно побольше, чем на Фаусте с Кауфманном). И как всегда свалка:-) : бабушки, которые хотят любоваться на предмет и не отходят никуда, опять пачки фотографий и ноу-хау - 10 программок одна подписывала. Через некоторое время подтянулась Стемме и тоже получила свою толику зрительской любви.



Я, собственно, в свалку не лез - я туда никогда не лезу, п ч в конце концов артисты все равно выйдут на улицу и, тем более, мне удалось схватить на излете Вратонью - он оказался таким лощеным gentleman, с голой, как коленка, головой и в ладно пригнанном пальто, оч элегантный мужичок - и всегда выбираю наблюдательный пункт за дверью с решеточкой (там многие выбирают этот пункт).
И вдруг, рядом со мной оказался предмет до боли знакомый, от него просто запахло Москвой... Это были сложенные вместе две балетные пачки, черная и белая. У меня как-будто рефлекс сработал - Одетта-Одиллия. Да, - ответила хозяйка обмундирования, которая в этот момент вышла из Оперы и видимо решила потаращиться через решеточку из-за кого на подсыре такой ажиотаж. Мы поболтали только чуть-чуть (это даже и болтовней нельзя назвать и, сдается мне, что это была Ольга Есина). Наши балетные везде, - с гордостью за страну подумал я и пошел заниматься своим прямым делом - сырить José Cura.:-)



А т к подойти к нему надо было с каким-то делом, а программку мне подписывать не оч хотелось, то пришлось попросить фотографию и теперь у меня их 4 уже есть.:-) Дальше уже можно было спокойно фоткать, не обращая внимание на япошат, которые просто развешивались гирляндами вокруг предмета.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается и этот настоящий венский подсырник прибыл к своему финалу. Знаю, из наших есть еще люди, которые собираются на такую Тоску, т ч может быть кто-нибудь что-нибудь еще и расскажет... А вдруг Nina Stemme запела настоящим драмсопрано ... :-)

wiener staatsoper, José Cura, tosca

Previous post Next post
Up