Оперный weekend продолжился на следующий день - я отправился в путешествие, которое намечал во всякий свой приезд в Вену. Есть такая столица небольшого европейского государства, находящаяся в 70 км от главного города Австрии, - Bratislava. Мне этот город тем более интересен, п ч моя станция метро в г Мск называется Братиславская:-). Но все как-то не получалось. А в этот раз звезды сошлись вполне доброжелательно и поэтому плотно (как всегда) позавтракав, отправился я на автобусную станцию, борясь с совершенно офигительным холодом. Слава богу, что автобус оказался мягеньким и тепленьким и стоил всего € 7.70 (скорей всего в права вступили цены словацкой республики). И через час - вот оно новое незнакомое мне европейское государство и почему-то в нем оказалось в 2 раза холоднее чем в Вене.
Зато в отель расселили сразу, видимо испугавшись моего красного носа. Вначале было желание плюнуть на все осмотры городских достопримечательностей, но в какой-то момент пришлось собраться с силами и вспомнить, что не для своего удовольствия езжу, а "работаю" для людей:-). А работа эта без определения места положения подсырника в Национальном словацком театре - Slovenské národné divadlo /новая сцена/ была бы не законченной.
Забегая вперед скажу, что она так и оказалась незаконченной - оч сложный подсыр, почти такой же, как в Валенсии, все выходят из разных мест. Но спасибо хоть театр нашел. Внешний вид его мне понравился. Хотя в Братиславе есть и старый театр, но он почему-то закрыт.
Здесь я сделаю маленькое отступление для поклонников хореографии. В Братиславе гостит какая-то балетная команда, исполняющая произведения Начи Дуаты, известного русского балетмейстра алкоголической направленности:-). Полюбовавшись на афишу, я немножко даже возбух от гордости - не все же нам такую хуйню смотреть, пусть и они помучаются. :-) В этот момент мимо стайкой пробежали жутко кривоногенькие балеринушки, похоже из той самой труппы, - ужо доберусь я когда-нибудь и до вас, - провожая их добрым взглядом, подумал я и пошел кассу для того, чтобы обменять бумажку на настоящий билет.
Касса была закрыта категорически. Но прорвавшись в одну из деверей, я получил информацию от одного неплохо говорящего по-русски вахтера, что открывается она только в 6 вечера. Странные однако законы в культурной жизни в Братиславе...
Ой, забыл сказать - я ж в Братиславу не просто так приехал, а на Отелло:-). И не простое Отелло, а Отелло-Gala.
Какая гала? Почему гала ? Не знаю...
Но в главной партии обещали José Cura (приперся бы я в эту Братиславу, если бы заявлен был Зайферт или, типун мне на язык, Кауфманн:-) ).
Короткими перебежками, п ч несмотря на полдень мороз крепчал конкретно, вернулся в отель, и чуть-чуть придя в себя, отправился знакомиться с местным колоритом.
Ну оч симпатичный городок. Народу никого. Ничего не работает. На одной из площадей старого города шел митинг - предлагали голосовать за какого-то кандидата; человек 50 слушают, разинув рты.
В новые города я всегда стараюсь ездить подготовленным, но карту принципиально забываю дома-), поэтому гуляю вслепую. Но старый город Братиславы невелик, обежать его можно быстро и со всеми знаменитыми фигурами познакомиться, и у Michalská brána-Михальских ворот постоять получилось у меня легко.
Michalská brána
Stará radnica
Во всех путеводителях написано, что в Братиславу надо приезжть весной : все цветет, Дунай журчит, птички поют и тп.. Но Cura, блин, обожает создавать дополнительные трудности своим поклонникам. Основательно замерзнув, я завершил туристический блиц заходом в ресторанчик, опять же тепленький и мягенький и за € 13 поимел полный абзац :
- воспетый путеводителями знаменитый чесночный суп в буханке был взят и съеден урча, чуть ли не вместе с буханкой,
- утерев пот со лба, я принялся за пиво темненькое-мягенькое, тут они прям его сами и бодяжат, называется SARIS - рекомендую, если будете в Братиславе,
- ну и заполировал это все настоящим венгерским острым гуляшом с кнедликами,
- добавил еще пивца и после чего еле добежал до отеля.:-)
Пришла пора отправляться в Оперу на эту самую галу. Зайдя в кассу и предъявив свою бумаженцию, я получил отказ в обмене на билет - типа того, идите по этой бумажке. Кассирша совершенно не понимала и не говорила по-русски, заодно она на ни каком другом языке не говорила, но при этом, отсчитывая деньги, так смачно чеканила какому-то мужику раз-два-три-четыре-пять и только восемь у них оказалось осемь, что я был просто потрясен почему мы с ней друг друга не поняли:-). Цены на билеты были конкретно завышены из-за этой самый галы и их уже месяц как не было в продаже. Честно говоря, я начал легонько трепыхаться что меня по этой бумажке, да по матери по Волге.
Но в этом театре оказался совершенно цюрихский подход - никто никаких билетов не спрашивает, полная демократия, вплоть до полной усадки на свое место. Я и уселся. Но не прошло и 5 минут как меня с этого места подняли, пришла такая милая пара и предъявила настоящие билеты, один из которых был на мое место...
С этого момета начались бои без правил. Во-первых, никто не говорит по-английски (и я тоже). Во-вторых, никто не говорит по-русски, а я по-словацки. А раз-два-три тут не катило, п ч время неумолимо приближалось к открытию занавеса. Контролерша, бойкая хорошая одетая девица, привела администратора, хорошо одетого бойкого парня, который пытался мне на раз-два-три втолковать, что моя бумажка это не билет, а резервейшен. И тут я встал насмерть и давай по-русски дурниной орать:-) - что это оплаченная картой бронь в Мск, что у меня 40 евро сняли с карты и даже пытался проведенную банком sms-оплату на телефоне показать. А надо понимать, что мероприятие было особенное и публика собралась далеко не простая. Все окрестности и все стоянки были забиты под завязку машинами экстракласса, многие дамы шли прямо из них в туфельках и декольте. И этот народ проявлял некий интерес к происходящему со мной событию. В какой-то момент администратор решил притушить назревавший эль шкандаль и предложил мне сесть на свободное место, которое наверняка было за кем-то зарезервировано, может быть даже за ним самим, п ч театр набился битком.
Место оказалось просто шикарным, но там с любого места великолепно видно и замечательно слышно.
Театр произвел самое благоприятное впечатление. Неплохо было полюбоваться на поруганного Кехманом Петера Феранца, по-моему, он теперь снова работает в Братиславе, но за пультом в этот вечер не стоял.
Отелло в Братиславе 5 постановка, увиденная мною. Slovenské národné divadlo не в топе знаменитых оперных театров и никаких свершений от него я не ожидал. А напрасно. П ч давненько не был на опере, поставленной в хорошем смысле по-оперному. На сцене достаточно минимальная декорация, но она позволяла делать многочисленные перемены внутреннего пространства. Обилие лестниц позволяло решать пространство сцены еще и в вертикальном направлении. К достоинствам спектакля можно также отнести грамотно проработаный свет, который давал объем картинки и разнообразил ее в разных плоскостях. Настоящая классическая режиссура. Тоже самое и по интерпретации - Отелло, это Отелло / Дездемона - Дездемона. На мой вкус, многовато чести для Яго, который в этом случае играл решающую дьявольскую роль в произошедших событиях, вплоть до того, что в итоге вышел в зал и мы все поняли, что все мы суки-Яги:-). Я-то привык к современным трактовкам, в которых Яго чуть ли не жертва этого мерзкого Отелло. А в Братиславе просто протащился от постановки и проскочила она с какой-то неестественой скоростью.
Оркестр конечно не венские фили. Но хор показал себя образцово.
Dalibor Jenis в партии Яго полностью реабилитировал себя в моих глазах после не шибко удачно исполненного им Роберта в Иоланте. Хотя мне по-прежнему кажется, что никакой он не драматический баритон, а просто поет не своим голосом, углубляя и расширяя довольно таки не жесткую природу аппарата. С низами и в этой партии у него откровенная лажа. Однако центр звучал оч хорошо и сама нарочитая грубая подача в этой роли нисколько не раздражала, и даже показалась вполне уместной, п ч Застольную, Credo и дуэт Енис спел полным звуком, без рявканья и не по тактам, как в последнее время стало принято петь эту партию.
К тому же певец показал недюжинные драматические способности, которые только подчеркнули концепцию постановки.
Adriana Kohútková, абсолютно не пассивная Дездемона со слегка обеленным голосом и пряным бюстом, вполне оказалсь достойной партнершей своего звездного Отелло. Грешки за ней конечно водились - разок вовсе не сомкнула. Но в этом спектакле, предполагаю, как говорят мои жж-друзья, она выдала все, на что способна:-). Да опять же, играла великолепно. Пластичная. Женственная. С голосом крупным и не оч подвижным.
José Cura конечно разгулялся на этом празднике жизни, который закончился в стиле умерли все:-).
При первом появлении на носу корабля в белом галифе, которые у меня вызвали некоторые сомнения:-), он был встречен радостными аплодисментами, чего на западАх просто никогда не делается. Но в Братиславе свои порядки. И спектакль Отелло стал событием в музыкальной жизни этого города.
Click to view
Ondrej Lenárd - José Cura
Кура, в свою очередь, показал бесспорно блестящую вокальную форму. Все верхушки выстрелили четко. Его глубоким, безупречно выполненным низам, может позавидовать любой баритон. В этом Отелло Кура выдал настоящий драматический вокал, даже особо не спускаясь в нежные дебри в лирических местах.
Дуэт Adriana Kohútková-José Cura на протяжении всего спектакля был на грани веризма, но исполнители ни разу не перешли за ту черту, которая отделяет веризм от вердизма : ни одного rubato, никаких забеганий/убеганий, по темпам все склёписто, но чувственность и пышность пения, подкрепленная отличной игрой - это было вполне в стиле веризма.
Click to view
Adriana Kohútková - Ondrej Lenárd - José Cura - Dalibor Jenis
Успех был просто грандиозный : блажили, орали, свистели, топали, вызывали много раз. И я со своей стороны ждал, что после представления устроят какой-нибудь сейшн - ну Gala все таки:-) и потом народ долго не расходился, никто не торопился за пальто, люди культурно отдыхали. И вот в этом случае вполне можно было бы поставить столик в фойе, огородит его или даже сценочку сколотить, как это делает DO и выпустить артистов на общение с пиплом. Ничего такого не произошло. Артизды похоже решили общаться между собой и, потолкавшись около одного из выходов, там даже кто-то стоял и делал попытки ожидать, но потом плюнул и разошелся, мне ничего не оставалось, как отправиться в отель.
José Cura - Adriana Kohútková - Dalibor Jenis
© photo Alena Klenková
На следующее утро, заправившись яйцами-пашот, - в отеле был чудный завтрак и я даже нацелился на кашу, принципиально ее не любя, но сил не хватило, - снова на автобусе превосходнейшим образом прямой наводкой добрался до венского Flughafen. Традиционно отоварившись в Billa, вышел курнуть на мороз, и тут пред моими очами предстал Тенор, который отправлялся домой в стольный град Мадрид самолетом Iberia ческой компании. Мы пошли в одну дверь, но в разные выходы, потом еще раз я увидал José Cura с какой-то хренью из Duty-free и перед паспортным контролем нам пришлось окончательно расстаться. Подходить не стал, сообразив, что у каждого человека должно быть личное пространство, и даже если он поет тенором, он имеет право на такую малость. А то, ежели чего, он и по морде моГёт...:-)