Утренняя Вена была очень хороша, такое впечатление, что я приехал в группе туристов по всем известному маршруту «Очаровательная Вена». Полюбовавшись из окна на Johann Josef Wenzel Graf Radetzky von Radetz и его любимую лошадь,
сбегал к Опере с целью узнать, не заменился ли Зайферт на Антоненко...:-)
Оказалось нет - Вена таких певцов не вдохновляет на замены.Зато заменился Franco Vassallo на KS Franz Grundheber и это имя мне было знакомо из рассказов «крутых записных вокаломанов», как необходимое к прослушиванию для всякого уважающего себя любителя оперы.
Билеты на спектакль были все раскуплены, поэтому на всякий случай поинтересовался в EMI на предмет дешевых мест на вечер. Мне тут же предложили на выбор € 11 (неудобки) по 25. Хорошенечко подумав, я решил что это дорого и определился пойти на Stehplatz. Что и было правильно, п ч после сытного обеда и приятного отдыха в Отеле, в котором наконец-то часам к 3-м вновь застелили постели (а до этого все убирались с 8 утра, делая это вахтовым методом), в 18.10, появившись у касс не увидал ни единого страждущего - все своё давно схватили, но билетов имелось все еще дополна.:-)
Стоячка в данной ситуации получилась миленькой, если бы иные уставшие туристы не сняли обувь. Видно и слышно отлично. Otello опера не длинная. Т ч устать и измучиться от окружающей обстановки не удалось.
Чего нельзя сказать от самой оперы в исполнении Wiener Staatsoper.
Постановка вроде бы и ненавязчивая, но получается до такой степени, что абсолютно никакая, не считая того, что все 4 действия происходят в потемках.
Оtello, как известно, опера игровая и в ней очнь важно видеть всю нюансы драматической игры.
Если этого нет, первоклассный вокал может заставить забыть о том, как обыгрывается действие.
А первоклассного вокала практически не было, если не считать KS Кrassimira Stoyanova, которая исполнила Дездемону блестяще.
Click to view
♬
Krassimira Stoyanova - Piangea cantando nell'erma landa ♬
Krassimira Stoyanova - Ave Maria За последнее время это уже третья Дездемона, услышанная мною, и по вокалу она оказалась первой. Хотя, можно придраться к тому, что фактически это было инструментальное пение, но красота голоса Стояновой настолько соответствовала вокальной партии, что я спокойно обошелся без основных драматических акцентов, которые в ней все же необходимы.
♬
Otello - A terra... si! nel livido fango Партия была исполнена без единой помарки, без единой киксы и состояние голоса певицы спокойно позволяет ей наслаждаться собственным исполнением, не задумываясь о технических трудностях, а публике полностью абстрагироваться от окружающих ее партнеров, уровень которых был далеко не так высок.
«Дедуля-Грундхебер» [Franz Grundheber], сдается мне, как и Šramek, звезда, имеет какое-то прошлое, пел Wozzeck и даже боюсь, что его знает и любит Ренанский.
Все это я сразу же поставил ему в +.
В минус попало только одно, но очень весомое обстоятельство - на протяжении всего спектакля дедуля разговаривал, а как только пытался петь, становилось совершенно невыносимо.
Я абсолютно уверен, что Grundheber хороший дядька и милейший человек, но это не повод для того, чтобы выходить на сцену Wiener Staatsoper в таком состоянии даже по замене.
Т е на всякий спектакль у ответственных за состав солистов должен был на руках заготовлен список артистов, которые смогут навзбрык это спеть.
Они могут быть разной степени известности, но у них должны быть голоса необходимого тембра. Пусть они не сыграют так, как это сделал Грундхебер.
Хотя, чего он там особенного сделал - в потемках все равно ни черта не видно, но спеть положенное по партитуре они обязаны.
Это было моим первым возмущением. Дальше пошло по нарастающей
Click to view
Перфекционная персона, некто KS Peter Seiffert - «это просто какая-то туманность Андромеды...»
Мне бы оч хотелось узнать историю его попадания в оперу Отелло, но боюсь, что не узнаю этого никогда. Потрясающие по красоте шахли-махли агентуры привели к результатам, о которых хочется размышлять...
Как ? Зачем ? Почему ? И на хрена это кому-то надо ?
И, хочешь-не хочешь, поверишь в те самые отступные, про которые много чего интересного рассказывают - отдай половину гонорара агентуре и ты сразу же попадаешь в премьеру целой пачки Отелло и не где-нибудь, а в Opernhaus Zürich; затем плавно перетекаешь в Вену - не шибко дорого, но зато престижно; а потом в Bayerische Staatsoper закрепляешь свое право на вокализирование в титульной партии, которая требует выдающихся испонителей.✑Вообще-то, сейчас любой может сказать - «какое только говно не пело Отелло» .
И это правда.
П ч театров много, а хороших Отелло раз-два и обчелся.
Но вот этот вот сезонный холостой выстрел из царь-пушки никак не вяжется с престижем театров, в которых наметился петь новоявленный и заранее обреченный на успех Peter Seiffert.
Click to view
В Zürich что-то произошло (предполагаю, что послали по матери, услышав его вой).
По отзывам «супер-справедливых» СМИ Зайферт на три месяца заболел ларингитом, хотя при этом чудесным образом выполнял свои ангажементы в других театрах. А Вена, как всегда добра мила и хорошо как ведома своей любимой прессой, встретила его как родного.
Не знаю, что там происходило на дебюте, но к моему спектаклю обозначились какие-то непонятные буераки во взаимоотношениях исполнителя главной партии и дирижера Dan Ettinger.
Причем, маэстро вел себя достаточно жалким и униженным образом - по окончании 1-го действия, когда на сцену поплыла кланяться парочка, мерзопакостно исполнившая дуэт Отелло и Яго, он принялся бешено аплодировать и чуть ли не поклоны им земные отбивать.
♬
Peter Seiffert / Franz Grundheber - дуэт Отелло и Яго Я такое видел в записях когда выходили кланяться, взявшись за ручку Marilyn Horne с Montserrat Caballé, а дирижер кобелировал им на все лады.
Но, почувствуйте разницу - то Хорн с Кабальте, а то Зайферт с камерзингером старше 70-ти.:-)
Подозрения оправдались к финалу, когда дирижеру устроили BU-u и вполне ощутимое, и продолжилось на подсыре, где Зайферт, сидевший этакой Царь-девицей, с вполне богатой мимикой обсуждал дирижера и похоже не в позитивном ключе ( а было бы как хорошо, если бы обсудил себя в партии Отелло, которую ему петь попросту нечем !)
Здоровенный такой детина, такой вот "рыцарь", мотающийся граалить куда придется, пусть бы там своим дряблым голосенком и выступал, как плохо настроенный инструмент симфонического оркестра.
Для ВаХнера это все сойдет. И сходит. И в ближайшее время собирается быть исполненным.
«А без Отелло нет Otello !»
Такая это опера Верди, который, как известно, не переваривал теноров.
И для Otello сразу же поставил задачку, отсекающую всех, кто не должен это петь : Esultate - небольшая музыкальная фраза, определяющая уровень любого тенора.
Seiffert спел и досвидос - в Отеллы не принимаем.ヅ
И сколько угодно может пыхтеть венская критика, нахваливая продукцию своих умозаключений, Зайферту надо завязывать с этим делом, а то попрется еще в МЕТ, в CG; Cavalleria rusticana намылился петь в Wiener Staatsoper. Я надеюсь и на будущий год типа Андре Шенье что-нибудь в Вене сбацает. В настоящий момент Венская опера достойна такого тенора.
KS Peter Seiffert | KS Krassimira Stoyanova
Единственно, за что спасибо Peter Seiffert - глядя на его вокальные страдания я понял, что Отелло чрезвычайно трудная партия. А то обнаглел, привык, что Jose Cura ее как семечки щелкает без всяких опасений с абсолютно безопасными верхами. В этом спектакле я верхов наслушался : и скрипели, и свистели / и сипели, и пердели - чего там только не было. Середина дрябленькая, как тряпочка после 50-й стирки. Низов вообще нет. Наверно в этом был виноват дирижер. К Сельской чести подработает.:-)
Относительно актерского мастерства что либо сказать практически невозможно, п ч в этой постановке в нем необходимости не было - по середине небольшой подиум, с которого дважды легко и грациозно спрыгнула пластичная как лань Стоянова, а Отелло предпочитал либо ходить вокруг / либо стоять на центре, в конце правда упал (когда убил сам себя) Но перед этим выдал такое morta, которого я сроду в оперном театре не слыхал.
Click to view
KS Franz Grundheber | Jago - Aura Twarowska | Emilia - KS Peter Seiffert | Otello - KS Krassimira Stoyanova | Desdemona - Dominique Meyer | Intendant Wiener Staatsoper
© photo Aura Twarowska
Самое приятное в этом спектакле было то, что он стоил € 4 и мне кажется, что в Wiener Staatsoper теперь все больше и больше представлений, которые именно так и стоят, ведь они этого и заслуживают. И ни € больше.