Ранняя эмоциональная депривация.

Apr 01, 2012 19:34

Оригинал взят у gutta_honey в Ранняя эмоциональная депривация.

Среди больных психиатрического стационара есть небольшая категория, которые… в общем смотришь на них и понимаешь, что человек страдает. Но вот чем?
Если перечислять, просто открывая МКБ10, и зачитывай списком сразу после раздела шизофрения. Т.е. Что не шизофрения и не слабоумие и не поражение какой-то органической природы - однозначно. И всегда создавалось впечатление, что вот не может быть так все сразу. К примеру, в прошлую госпитализацию, беспокоили панические атаки, в эту деперсонализация ( чувство чуждости собственной личности). Спрашиваешь, а что с паническими атаками,  тебе отвечают, что они  в той же поре, просто подумалось, может попробовать полечить другой симптом. Авось поможет

Если вы сейчас  скажете о проклятой карательной психиатрии, то в отличии от всех остальных больных эту категорию практически невозможно было держать вне больницы. Сегодня выписываем с очень настоятельной рекомендацией жить дома и искать психотерапевта по душе.  Утром встречаем того же пациента на койке. Вызвал скорую  психиатрическую и вернулся.

Фактически в психиатрическом стационаре им совершенно было нечего делать, потому что ни одна таблетка  им не помогала от их глобальной дезадаптации в жизни и массы симптомов невротического уровня. Они активно искали помощи, но в основном доктора, кого я знаю, при всем своем желании не  имели малейшего понятия, чем им помочь.

В отделении неврозов была своя когорта «хронических невротиков» без всякого значительного улучшения в течении многих лет и массой симптоматики,  устойчивой к препаратам. Что тоже по сути было облегченным вариантом  наших  «непонятных» больных.

Однажды я заполняла  направление на инвалидность одной из таких дам. Ну что делать если человек правдами и неправдами проводит в стационаре более 6 месяцев в году по совокупности и нигде не работает. МСЭК очень редко давал таким группу инвалидности, но как говорится - попытка не пытка. Дама упомянула, что мать ее была вынуждена сразу выйти на работу и оставляла ее с 2-х месяцев на одну хорошую женщину в деревне. А так как деревня была далеко, то приезжала она навестить дочь раз в месяц на выходных. У соседки было полно своих дел и она фактически только изредка меняла ребенку пеленки и кормила во время. Остальное время возилась в огороде и со скотиной. В таком положении ребенок находился месяца 2, потом мать нашла уже в городе «хорошую женщину-соседку».

Я этот факт просто зафиксировала, как «жили ж люди после войны» ( это действительно в конце сороковых было дело), приходилось детей оставлять на всяких "добрых женщин", которые ладно хоть кормили. Хотя, по понятным причинам  в то время не до детской ранней психологии было. Да и вообще «психологии» в нашей стране не было.

Потом по случаю мне попадались такие  же случаи психиатрического ХЗЧ, и практически всегда можно было выспросить у таких пациентов, что была ситуация где они в возрасте до года оставались без лица которое  проявляло к ним эмоциональный интерес. Т.е. какие-то «добрые женщины»,   дальние и близкие родственники, которым приходилось по неволе оставлять  ребенка у себя, старшие сестра-братья, которым было интереснее общаться с друзьями, пьющие папы, госпитализации без доступа родных. Т.е. особо подчеркну, что не просто остаться без матери, а без лица, которое как-то эмоционально на ребенка реагирует. Т.е. безразлично к нему, относится ни хорошо ни плохо.

Вместе с тем, датский психиатр Анна Терува  еще в 1950 году, в своей книге «Депривационный невроз»  описала состояние, которое назвала « эмоциональное депривационное расстройство». Оно, по сути своей, является не заболеванием, как таковым, а отсустствием навыков социального взаимодействия  получаемыми человеком  в ранней жизни. Это расстройство  характеризуется отсутствием чувства собственной аутентичности ( чувства собственной личности) и  управления своими эмоциями.

Она выделяет следующие симптомы.

  1. Признаки  эмоциональной незрелости


- аномальный раппорт  ( взаимосвязь)

-- неспособность установить нормальные, зрелые отношения с другими

-- чувства одиночества и дискомфорта в социальных взаимодействиях

-- способность установить взаимопонимание при волевом и интеллектуальном усилии, но невозможность  развить эмоциональную связь с другим человеком.

-эгоцентричность

--детский уровень эмоционального развития

--желание, чтобы все сосредотачивали на  нем внимание, как на младенце, все говорили только хорошее и приятное.

--неспособность к эмоциональному единению.

- реакция на окружающих.

-- склонны к более негативным реакциям, при преодолении которых предпочитают либо  уход в депрессию, либо чрезмерную агрессию

2. Неопределенность и  чувство беззащитности.

- страх и тревога

-- может быть генерализованное тревожное расстройство

-- страх задеть чьи-то чувства

--общий страх нанести физический вред другим невольно ( задеть, уронить, отравить, ударить и т.п.)

- колебания и нерешительность

-- трудности в принятии решений и частая смена уже готового решения

- чувство неспособности справится с жизнью

--страх, что попадут в ситуацию, с которой не смогут справится

-- легко может впасть в уныние и депрессию

-- демонстрирует контроль и стремится к контролю, потому, что  только так может справится с тревогой и страхом.

- сверхчувствительность

-- чрезмерно чувствителен  к суждениям, критике и чувствам других

--быстро обижается и смущается

- потребность угождать другим

-- угодливостью защищает себя от окружающих

--легко соглашается, чтобы его использовали люди в своих целях

-- испытывают сложности  просить других о помощи.

- само- неосознанность

-- сомневаются в себе

-- постоянно нуждаются в уверениях и реакции остальных, чтобы осознать себя.

- беспомощность ( не могут противостоять другим, сказать им нет)

3.Чувство неполноценности и неадекватности

-Чувство что никто не любит

--  уверенность, что никто не любит и никто не полюбит никогда

-- чувство, что сам не способен любить никого по настоящему.

-- постоянное чувство, что другие тоже не любят и обманывают.

- Физическая привлекательность

-- чувство, что никому не нравится, никого не привлекает.

-Чувство интеллектуальной несостоятельности ( я дурак и ничего у меня не выходит с самосаботажным поведением, которое доказывает, что это действительно так)

-Чувство дезинтеграции в новых условиях (  страх перед новым, изменениями)

- проблемы с органами  перцепцией ( регистрацией внешних стимулов органами чувств ( плохо узнает предметы,  звуки, запахи и тп.) + сложности с организацией жизни.

+ чувство вины, дереализация ( чувстов, что окружающее изменено)  деперсонализация ( чувство собственной измененности),   периодические параноидные идеи ( все против меня, хотят со свету сжить)

О том что все не просто так говорят  так же исследования на грызунах.  Только что родившихся животных отлучали от матери или ограничивали  общение с ней. Эксперименты показали, что изменяетя развитие отдельных участков мозга. Среди них, к примеру, гипокампп, который играет  важную роль в преодолении стресса,  запоминании, обучении и т.п. У людей, страдающих депрессией гипокампп меньше. Более того, гипокампп является «центром» формирования новых нейронов ( нейрогенеза, за счет которого восстанавливаются утерянные нервные клетки), и отсутствие матери в раннем возрасте по наблюдениям за грызунами приводит к снижению того самого нейрогенеза.

Оказалось так же, что женские особи гораздо более чувствительны к  отсутствию матери.

http://www.springerlink.com/content/w6r8085j273u1141/

Однако не все однозначно. Высокий уровень  гормонов стресса  улучшает нейропластичность   гипокамппа ( хоть клеток становится меньше, но они лучше соединяются при помощи отростков друг с другом ). Кроме того улучшается эмоциональная память ( лучше фиксируются эмоциональные состояния)   http://www.jneurosci.org/content/30/19/6635.full  При этом показано так же, что мужские особи меньше страдают и лучше адаптируются без матери, чем женские.

Тут  опыт с крысами полностью нельзя соотнести  с человеком. У нас с грызунами  разный срок жизни и разное время отведено на детство, особенно ранее.  Кроме того, у грызунов нет  других родственников способных на эмоциональную поддержку. Но тем не менее, видимо что-то подобное происходит и с людьми. И хоть подобные расстройства с ранним отрывом от матери описаны и соотносятся больше с детьми в детском доме, возможно, что и дети домашние, оставшиеся без эмоциональной поддержки, могут развивать те же симптомы.

И что характерно,  человек не в состоянии вспомнить факты этой самой депривации. в том возрасте практически нет никакой годной памяти, которую человек может извлечь для интеллектуального пересмотра.  Только "эмоциональная память" Т.е. только "со слов родных". А именно там, в детстве может и лежать та самая эмоциональная дыра, которая делает свое дело, искажая  эмоции  чловека всю оставшуюся жизнь.

психология, дети

Previous post Next post
Up