Оригинал взят у
gutta_honey в
Ранняя эмоциональная депривация. Среди больных психиатрического стационара есть небольшая категория, которые… в общем смотришь на них и понимаешь, что человек страдает. Но вот чем?
Если перечислять, просто открывая МКБ10, и зачитывай списком сразу после раздела шизофрения. Т.е. Что не шизофрения и не слабоумие и не поражение какой-то органической природы - однозначно. И всегда создавалось впечатление, что вот не может быть так все сразу. К примеру, в прошлую госпитализацию, беспокоили панические атаки, в эту деперсонализация ( чувство чуждости собственной личности). Спрашиваешь, а что с паническими атаками, тебе отвечают, что они в той же поре, просто подумалось, может попробовать полечить другой симптом. Авось поможет
Если вы сейчас скажете о проклятой карательной психиатрии, то в отличии от всех остальных больных эту категорию практически невозможно было держать вне больницы. Сегодня выписываем с очень настоятельной рекомендацией жить дома и искать психотерапевта по душе. Утром встречаем того же пациента на койке. Вызвал скорую психиатрическую и вернулся.
Фактически в психиатрическом стационаре им совершенно было нечего делать, потому что ни одна таблетка им не помогала от их глобальной дезадаптации в жизни и массы симптомов невротического уровня. Они активно искали помощи, но в основном доктора, кого я знаю, при всем своем желании не имели малейшего понятия, чем им помочь.
В отделении неврозов была своя когорта «хронических невротиков» без всякого значительного улучшения в течении многих лет и массой симптоматики, устойчивой к препаратам. Что тоже по сути было облегченным вариантом наших «непонятных» больных.
Однажды я заполняла направление на инвалидность одной из таких дам. Ну что делать если человек правдами и неправдами проводит в стационаре более 6 месяцев в году по совокупности и нигде не работает. МСЭК очень редко давал таким группу инвалидности, но как говорится - попытка не пытка. Дама упомянула, что мать ее была вынуждена сразу выйти на работу и оставляла ее с 2-х месяцев на одну хорошую женщину в деревне. А так как деревня была далеко, то приезжала она навестить дочь раз в месяц на выходных. У соседки было полно своих дел и она фактически только изредка меняла ребенку пеленки и кормила во время. Остальное время возилась в огороде и со скотиной. В таком положении ребенок находился месяца 2, потом мать нашла уже в городе «хорошую женщину-соседку».
Я этот факт просто зафиксировала, как «жили ж люди после войны» ( это действительно в конце сороковых было дело), приходилось детей оставлять на всяких "добрых женщин", которые ладно хоть кормили. Хотя, по понятным причинам в то время не до детской ранней психологии было. Да и вообще «психологии» в нашей стране не было.
Потом по случаю мне попадались такие же случаи психиатрического ХЗЧ, и практически всегда можно было выспросить у таких пациентов, что была ситуация где они в возрасте до года оставались без лица которое проявляло к ним эмоциональный интерес. Т.е. какие-то «добрые женщины», дальние и близкие родственники, которым приходилось по неволе оставлять ребенка у себя, старшие сестра-братья, которым было интереснее общаться с друзьями, пьющие папы, госпитализации без доступа родных. Т.е. особо подчеркну, что не просто остаться без матери, а без лица, которое как-то эмоционально на ребенка реагирует. Т.е. безразлично к нему, относится ни хорошо ни плохо.
Вместе с тем, датский психиатр Анна Терува еще в 1950 году, в своей книге «Депривационный невроз» описала состояние, которое назвала « эмоциональное депривационное расстройство». Оно, по сути своей, является не заболеванием, как таковым, а отсустствием навыков социального взаимодействия получаемыми человеком в ранней жизни. Это расстройство характеризуется отсутствием чувства собственной аутентичности ( чувства собственной личности) и управления своими эмоциями.
Она выделяет следующие симптомы.
- Признаки эмоциональной незрелости
- аномальный раппорт ( взаимосвязь)
-- неспособность установить нормальные, зрелые отношения с другими
-- чувства одиночества и дискомфорта в социальных взаимодействиях
-- способность установить взаимопонимание при волевом и интеллектуальном усилии, но невозможность развить эмоциональную связь с другим человеком.
-эгоцентричность
--детский уровень эмоционального развития
--желание, чтобы все сосредотачивали на нем внимание, как на младенце, все говорили только хорошее и приятное.
--неспособность к эмоциональному единению.
- реакция на окружающих.
-- склонны к более негативным реакциям, при преодолении которых предпочитают либо уход в депрессию, либо чрезмерную агрессию
2. Неопределенность и чувство беззащитности.
- страх и тревога
-- может быть генерализованное тревожное расстройство
-- страх задеть чьи-то чувства
--общий страх нанести физический вред другим невольно ( задеть, уронить, отравить, ударить и т.п.)
- колебания и нерешительность
-- трудности в принятии решений и частая смена уже готового решения
- чувство неспособности справится с жизнью
--страх, что попадут в ситуацию, с которой не смогут справится
-- легко может впасть в уныние и депрессию
-- демонстрирует контроль и стремится к контролю, потому, что только так может справится с тревогой и страхом.
- сверхчувствительность
-- чрезмерно чувствителен к суждениям, критике и чувствам других
--быстро обижается и смущается
- потребность угождать другим
-- угодливостью защищает себя от окружающих
--легко соглашается, чтобы его использовали люди в своих целях
-- испытывают сложности просить других о помощи.
- само- неосознанность
-- сомневаются в себе
-- постоянно нуждаются в уверениях и реакции остальных, чтобы осознать себя.
- беспомощность ( не могут противостоять другим, сказать им нет)
3.Чувство неполноценности и неадекватности
-Чувство что никто не любит
-- уверенность, что никто не любит и никто не полюбит никогда
-- чувство, что сам не способен любить никого по настоящему.
-- постоянное чувство, что другие тоже не любят и обманывают.
- Физическая привлекательность
-- чувство, что никому не нравится, никого не привлекает.
-Чувство интеллектуальной несостоятельности ( я дурак и ничего у меня не выходит с самосаботажным поведением, которое доказывает, что это действительно так)
-Чувство дезинтеграции в новых условиях ( страх перед новым, изменениями)
- проблемы с органами перцепцией ( регистрацией внешних стимулов органами чувств ( плохо узнает предметы, звуки, запахи и тп.) + сложности с организацией жизни.
+ чувство вины, дереализация ( чувстов, что окружающее изменено) деперсонализация ( чувство собственной измененности), периодические параноидные идеи ( все против меня, хотят со свету сжить)
О том что все не просто так говорят так же исследования на грызунах. Только что родившихся животных отлучали от матери или ограничивали общение с ней. Эксперименты показали, что изменяетя развитие отдельных участков мозга. Среди них, к примеру, гипокампп, который играет важную роль в преодолении стресса, запоминании, обучении и т.п. У людей, страдающих депрессией гипокампп меньше. Более того, гипокампп является «центром» формирования новых нейронов ( нейрогенеза, за счет которого восстанавливаются утерянные нервные клетки), и отсутствие матери в раннем возрасте по наблюдениям за грызунами приводит к снижению того самого нейрогенеза.
Оказалось так же, что женские особи гораздо более чувствительны к отсутствию матери.
http://www.springerlink.com/content/w6r8085j273u1141/ Однако не все однозначно. Высокий уровень гормонов стресса улучшает нейропластичность гипокамппа ( хоть клеток становится меньше, но они лучше соединяются при помощи отростков друг с другом ). Кроме того улучшается эмоциональная память ( лучше фиксируются эмоциональные состояния)
http://www.jneurosci.org/content/30/19/6635.full При этом показано так же, что мужские особи меньше страдают и лучше адаптируются без матери, чем женские.
Тут опыт с крысами полностью нельзя соотнести с человеком. У нас с грызунами разный срок жизни и разное время отведено на детство, особенно ранее. Кроме того, у грызунов нет других родственников способных на эмоциональную поддержку. Но тем не менее, видимо что-то подобное происходит и с людьми. И хоть подобные расстройства с ранним отрывом от матери описаны и соотносятся больше с детьми в детском доме, возможно, что и дети домашние, оставшиеся без эмоциональной поддержки, могут развивать те же симптомы.
И что характерно, человек не в состоянии вспомнить факты этой самой депривации. в том возрасте практически нет никакой годной памяти, которую человек может извлечь для интеллектуального пересмотра. Только "эмоциональная память" Т.е. только "со слов родных". А именно там, в детстве может и лежать та самая эмоциональная дыра, которая делает свое дело, искажая эмоции чловека всю оставшуюся жизнь.