*
«Король Лир», ТЮЗ, октябрь.
Музыкально и немножко нервно.
И на фильм не похоже. Только, наверно,
Я совсем не думала, не ожидала,
Что будет такая сила музыки и Шекспира.
И наши горящие взгляды из зала.
«Король Лир» в ТЮЗе - это оригинальный спектакль, сильный, почти черно-белый и от этого яркий. Не привычный Шекспир, не классическая Англия. Это аскетичное художественное решение Елены Степановой и блестящий свет Глеба Фильштинского. Недаром оба мастера получили премии за свои работы - «Золотую маску» и «Золотой софит». (Билли Новик и Сергей Дрейден, исполнители главных ролей, тоже лауреаты "Золотого Софита".)
Я шла на спектакль без предубеждений. Читаешь пьесу - видишь одно, а после просмотра фильма Козинцева, ставшего уже классическим, пьеса наполняется именно его цветами и решениями. Даль в роли Шута, Ярвет в роли Лира. Непостижимо сильный дуэт, где безумие наполнено смыслом. Поэтому на спектакль надо было идти без предубеждений и без ожиданий.
Ты приходишь умышленно пустой, чтобы заполнить пустоту увиденным. Но как только дали свет, я вспомнила фильм Козинцева. Не сравнить было невозможно. Что-то неуловимое во внешности было между Сергеем Дрейденом и Юри Ярветом. Но насколько были похожи они, настолько разные интерпретации Шута в исполнении Олега Даля и Билли Новика. Песни шута звучат совсем иначе. Вместо быстрого шепота - тягучие хрипловатые песни разума. Шуту уже нечего бояться, правда исходит из его уст, ему не нужно льстить, чтобы добиться наследства или расположения короля. Его слова и песни - мудрость.
С первых секунд прониклась «Billy’s Band», хотя не являюсь их поклонницей совсем. Но они - музыкальная сила спектакля, свита Лира во главе с Шутом - Билли Новиком. Настолько гармонично и в тему звучат. Хриплый вокал, тени музыкантов и героев, внутренняя подсветка, то ли клубы дыма, то ли сплетенные младенцы на белом полотне задника… Началось. И медленно заполняющаяся сцена: в полумраке один за одним появляются герои.
На деревянном наклонном подиуме - ящики, обитые изнутри красной тканью: то ли сундуки с приданным, то ли шкафы, то ли двери, то ли… Я всё думала, правильно ли «прочитала» в начале их решение, потому что мысль «а ведь, может, и гробы» возникла сразу.
Актёры - гармоничны, образы и сценические решения - отыгрывают и раскрываются.
По моим личным ощущениям - второе действие сильнее первого. Из актёров (помимо Новика) выделила бы однозначно Валерия Дьяченко (граф Кент) и Степана Пивкина (Эдгар).
Все свои мысли можно было обсудить в антракте с Юрой
realhemul и Таней
chellove4ishe, которых я удачно поймала перед началом спектакля. Мне повезло сесть рядом с ними. А хорошая компания, знаете ли, тоже много значит. Расположив в кресле перед ними свою пятую точку, я сказала - «То есть вы будете теми персонажами в театре, которые всё время стучат ногами по спинке впередистоящего кресла». Нее, никто не стучал, на самом деле, мы очень интеллигентные и позитивные блогеры. (А вот на следующий день, на творческом вечере Маковецкого в БДТ за мной сидели студенты театрального и одна барышня всё время стучала по стулу ногами, пока я не повернулась и не зыркнула на неё.)
В общем и целом я так замечательно дважды на прошлой неделе сходила в театр благодаря
spbblog и
mikheevaksenia, что хочется снова и снова просвещаться.
А ТЮЗ и БДТ - входят в основные театры нашего города, в моём рейтинге.
Вышла из театра и написала сестре - «Сходи в ТЮЗ на «Короля Лира»…»