"Лола". Фасбиндер. Или "самым важным из искусств для нас является кино".

Oct 17, 2015 01:12

*
Где-то я читала, что на Берлинском кинофестивале в 1975 году Фасбиндер посмотрел фильм Шушкина «Калина красная», и он стал одним из любимых у немецкого режиссёра. Я смотрю его картины и удивляюсь: его смелости, таланту и провокациям. Представитель «нового немецкого кино», который становится актуальным в наши дни.
Для меня Фасбиндер - это смесь Брехта, Ионеско и Годара. Шукшиным тут и не пахнет, на первый взгляд.
Но как и Шукшин Фасбиндер хочет «взбодрить» общество через яркие жизненные истории и характеры, через эмоции, жертвы, судьбы людей, которые пытаются найти своё место в обществе.

Сегодня - о фильме «Лола».
1957-й год. Начало экономического бума и капиталистической «эйфории».
Крупный чиновник Фон Бом приезжает в немецкий городок (в Западной Германии) контролировать строительство, взаимодействовать с чиновниками. Новый человек, который хочет идти в ногу с современной Германией, которая пытается подняться и развиваться после Второй Мировой Войны. Смелый образованный человек, но в личных вопросах - консерватор. Человек, умеющий анализировать данные, но не умеющий анализировать людей. Его называют «овчаркой», хотя в душе это тонкий, чувствующий человек, с чистыми голубыми глазами (и это умышленно подчеркивается свето-цветовым решением в фильме). Который верит в свою страну, в искренность и в надежность, готовый бороться за честность. Он знакомится с местной жительницей Марией-Луизой, совершенно не зная, что она является Лолой, «звездой» местного борделя, «самой лучшей женщиной города», которую уже давно купил самый влиятельный бизнесмен города. Певица и проститутка, мать-одиночка (которую содержат) с корнями из Восточной Германии (это важно, прошло не так много лет после войны и раздела страны…). Непреодолимое лицемерие общества, борьба за будущее страны, личные финансовые интересы, чувства, политика и экономика - «всё смешалось в доме Облонских». Вот он, конфликт личного и общественного, разума и чувств.
Дальше на этом «знакомстве» строится весь фильм. Чувства и продажность, искренность и лицемерие, семья и деньги. «Шерше ля фамм», как говорится.
Для Лолы их брак - это шанс вырваться и шанс на настоящую семью, для Фон Бома это падение и принятие условий лицемерного правящего круга.
Весь фильм сидишь как струна. А потом выходишь - «выжатым», придавленным.
Мы вышли из зала потерянными (мы, потому что я вытащила на фильм сестру, которая, послушав мои рассказы о Фасбиндере пошла и купила билет в «Родину» на «Лолу», а после «Лолы» ещё и на завтрашний фильм «Тоска Вероники Фосс»).

Цветовые и световые решения, неестественно режущие глаза фиолетовые и пурпурные цвета на лицах лицемеров, светлое пятно на лицах искренних людей (меняющихся на протяжении фильма), образ девочки-ребенка, которая в конце фильма уподобляется своей продажной матери (продажная ли Лола? Или всё-таки любит Фон Бома?), горящие сигары, как символ капитализма, переходящие к руки тем, кто предаёт свои иделы.
Десяток вопросов, десяток тем для размышления… Всё это - последствия иллюзорности, которую умышленно создаёт Фасбиндер. Понятные образы, которые невозможно не прочитать. Германия - как кабаре, где большинство ведет двойную жизнь. Экспрессионизм и сарказм.

«Лола» - это вторая часть трилогии Фасбиндера «ФРГ 3» - задуманного цикла об истории Западной Германии. Фасбиндер - ее ровесник, он родился в мае 1945-го.
В трилогию входят: «Замужество Марии Браун» (1978), «Лола» (1981), «Тоска Вероники Фосс» (1982). Три фильма о судьбах немецкой женщины до и после- Второй Мировой войны. Их ещё называют «Женской трилогией».
Через провокационный образ немецкой женщины режиссёр подходит к судьбе своей страны, которая приходила в себя после фашистской диктатуры, постепенно стабилизируясь на пути экономического процветания, пытаясь осмыслить свое новое место в мире. Если лента «Замужество Марии Браун» (пожалуй, одна из самых известных для нашего массового зрителя) заканчивалась 1953 годом, знаменующим финал трудного периода восстановления и обретения новой жизни, то действие «Лолы» относится уже к 1957 году, когда начиналась «эпоха бума и чуда». Бума - да. Но чуда ли? Лола - продаётся, она уже потерялась между чувствами и лицемерием. Кому продаётся Германия? Может, это один из вопросов, на который Фасбиндер ищет ответ.

Я при просмотре настолько отвлеклась от своих заморочек, что для меня даже нынешняя жизненная ситуация поменяла ракурс. Когда выходишь из кинотеатра с выводами и вопросами об увиденном, а не об "ой, яйца забыла купить", это говорит для меня о многом. И чтобы я делала без анонсов spbblog и sunsinta... Вопрос. Наверное, поехала бы домой после сложного дня рвать зубами подушку. А вместо этого до сих пор обдумываю увиденное, обсудив ещё всё с сестрой. И уже моё эмоциональное "дно" кажется совсем не таким и дном.

А тут - три судьбы, три драмы, три «дна».
О третьем фильме я расскажу вам завтра, когда пересмотрю его на большом экране.

психология, кино, философское, словообразование, deeper, pro et contra, анонс, spbblog

Previous post Next post
Up