«Нелюбовь»: ответы на все вопросы от Звягинцева

Jun 07, 2017 00:22

В своей давешней нерецензии на «Нелюбовь» я ничего не стал писать про внезапный перенос действия из Питера в Москву. Потому что это был детектив, который нужно было дорасследовать перед тем, как о нём писать. Отдельное спасибо Антону Долину, помогавшему в этом факт-чекинге.


На днях я сходил на вечер Андрея Звягинцева в лектории «Прямая речь», и отдельно доспросил режиссёра про эту загадку, озадачившую практически всех людей, с которыми я обсуждал «Нелюбовь» после просмотра. Поделюсь результатами, потому что они занятны и поучительны. Кому не интересно, можно этот длинный текст просто пропустить. И сразу смотреть видос, провенанс которого описан ниже:

image Click to view


[Детектив про перенос действия «Нелюбви» из Петербурга в Москву]
Вводные:
Действие фильма начинается в квартире на высоком этаже многоквартирного панельного дома, на окраине российского мегаполиса.
Какого именно - нам не сообщают. В окне показывают пригородный пейзаж, больше сталкеровско-брейгелевский, чем угрюмо индустриальный, как Бирюлёво в «Елене». Зритель, разделяющий любовь Звягинцева и Соррентино к временной и географической конкретике, с первых кадров начинает напряжённо ожидать подсказок про время и место - и получает их примерно на 10-й минуте экранного действия, в сцене, где главный герой фильма Борис утром едет на своей Kia на работу.

В машине звучит радио, оно рассказывает новости. Вернее, одну новость. О депутатах питерского Заксобрания, обратившихся к губернатору Полтавченко с требованием «запретить в средствах массовой информации пропаганду конца света», наступление которого в ближайшие дни предсказал календарь майя. Помимо Полтавченко и питерского ЗАКСа в сообщении упоминается Ленобласть, которую конец света ожидает наряду с остальной планетой.

Одновременно с этой новостью в лобовом стекле мы видим номерной знак едущей впереди машины, и на нём - 178-й регион (Санкт-Петербург).

В этом месте прилежный зритель фильмов Звягинцева и Соррентино получает ответ на оба интересовавших его вопроса. Конец света по календарю майя ожидался 21 или 23 декабря 2012 года. Следовательно, действие фильма начинается за пару месяцев до этого события. Место действия - Питер и окрестности, потому что где ещё FM-радиостанция может за полторы минуты эфира успеть упомянуть и Полтавченко, и ЗАКС, и Ленобласть, не расшифровывая? Номерной знак 178-го региона в этом контексте смотрится как бонус для той части аудитории, которая восприняла новости по радио как просто фон, и пропустила акустическую подсказку...

Получив ответ на свои вопросы, бдительный зритель расслабляется - но ненадолго. Буквально ещё минут через 10 ему начинают очень конкретно рвать шаблон подсказками, что действие происходит всё-таки в Москве. Сначала парикмахерша рассказывает героине про мужа, который спивается в Капотне. Капотня - район московский. Потом герои говорят уполномоченному, что мать Жени живёт в Подмосковье, на Киевском направлении, и это в 3,5 часах езды от их дома (от питерской КАД до начала Киевского шоссе - километров 650). Потом начинается поисково-спасательная операция, и проходит она на таких брейгелевских холмах, которых в питерском болотном пейзаже представить себе невозможно. Жители московского северо-запада узнают в жилом массиве на заднем плане микрорайоны на Сходненской. Машины спасательного отряда, которые мы видим в этой части фильма - совершенно реальный московский автопарк волонтерской организации «Лиза Алерт».

Ну хорошо, ну ОК, ну ладно, про Питер мы обознались (или не мы?). Но потом фильм заканчивается, начинаются титры, и в них мы видим благодарность ТРК «Санкт-Петербург» за использованные в кадре материалы. Что с неизбежностью доказывает: при создании фильма кто-то заморочился покупать права именно у вещателей из СПб. Трудно придумать иную причину, кроме желания придать картине местный питерский колорит...

Как можно объяснить противоречие? Зрители, с которыми я это обсуждал, предложили разные разгадки, объясняющие, из-за чего по ходу съёмок сценарий мог быть переписан, с переносом действия в Москву. Пересказывать их не буду, читатель волен построить свои (мне бы понравилась отсылка к «Иронии судьбы», где уже путались местами московские и питерские новостройки). Но я отправился с вопросом к Звягинцеву, и его ответы оказались очень поучительны для каждого любителя поверять кинематографическую гармонию алгеброй, как мы тут это прежде делали, разбираясь с «Молодым папой».

Объяснения Звягинцева

Фильм изначально снимался только в Москве и области. Мысль снять его в Питере существовала только на очень ранней стадии работы над сценарием, но когда дело дошло до поисков натуры, питерский регион уже не рассматривался. Микрокрайон нашли на спутниковых картах Google Maps, и это было Южное Тушино. Район поисков (и место, где в начале фильма Алёша Слепцов привязывает ленту) - русло реки Сходни. Вид из окна квартиры - на Медвежьи озёра в Щёлковском районе Подмосковья. Космические объекты в кадре принадлежат филиалу Центра космической связи, торчащая из леса белая башня за окном - аэродрому «Чкаловский».

Сюжет из радиоэфира - фрагмент передачи Стаса Кучера на московской станции «КоммерсантЪ ФМ» за осень 2012 года. Отобрана она не потому, что новость питерская, а для временной привязки к концу света. Питерская инициатива по запрету пропаганды конца света там просто к слову пришлась.

Машина 178-го региона принадлежала одному из участников съёмочной группы. Он так припарковал её на площадке, что показалось удобным взять её в кадр в сцене утренней пробки, на номер при этом никто не смотрел, и не сопоставлял его с аудио, которое добавилось впоследствии при озвучке.

Что касается ТРК «Санкт Петербург», у них был куплен не радийный, а телевизионный эфир - сцены утренней гимнастики, которую смотрит Женя. «Редкая компания, которая всё ещё соглашается нам что-то продать», - заметил Звягинцев.

Вот так и развалилось всё сложнейшее детективное построение про перенос действия из Питера в Москву. Иногда сон - это просто сон, как учил доктор Фрейд в известном анекдоте.

С учётом этого облома страшно подумать, сколько интерпретаций «Молодого папы» основано на привязке к столь же несущественным для создателей фильма деталям.


Встреча Звягинцева со зрителями в воскресенье в «Прямой речи» продлилась 132 минуты, и это был потрясающе интересный, подробный рассказ и про «Нелюбовь», и про «Лиза Алерт», и про кастинг актёров, и про съёмку сексуальных сцен, и про каннско-венецианскую фестивальную кухню, и про выбор натуры, и про Бергмана, Брессона, Кассаветеса, и про хэппи-энд, и про настоящих врагов России (по версии Шнура), и про патриотическое российское кино... Удивительней всего был формат: поскольку вводной лекции режиссёр читать не стал, все 2 часа 12 минут он отдал под вопросы слушателей. Поэтому ответы его получились развёрнутыми и обстоятельными, как бывает в журнальных интервью, но не на встречах со зрителями или пресс-конференциях. Отдельно порадовало, до какой степени ответ на вопрос про судьбу Алёши Слепцова дословно совпал с тем, что я пытался объяснить читателям давеча в ЖЖ.

Мест в собственном зале «Прямой речи» на Ермолаевском - не больше 100, так что все билеты были распроданы за три дня до события. Вести трансляцию лекторию, к сожалению, не позволили. Но случилось так, что за минуту до начала встречи режиссёр любезно разрешил её вести мне - так что все 132 минуты его выступления оказались доступны сперва в прямой трансляции, а затем и на YouTube. Лекторий «Прямая речь» обещает к завтрему выложить расшифровку выступления. Как выложит - тут залинкую.

К счастью, это была не последняя встреча Звягинцева со зрителями по горячим следам каннской и московской премьеры. 19 июня в ЦДЛ будет следующая. И она пройдёт снова в том же формате - без вводной лекции, ответами на вопросы зала. Трансляция там будет не моя, а человеческая, то есть со стационарной профессиональной камерой, со звуком через микрофон, и за деньги. Даст Бог, придумается ещё и приём вопросов по удалёнке.

звягинцев, нелюбовь, кино, благотворительность

Up