AirBnB: риски, которые полезно понимать заранее

Jun 01, 2017 15:00

Прочитал в топе ЖЖ страшилку про московскую квартиру за 8500 рублей в сутки, снятую через AirBnB.
Заголовок - « Московская подстава от airbnb.ru».


Несколько важных уточнений стоит сделать по этой истории, потому что тема актуальная, сервис популярный, и накладки в нём действительно случаются.

Пункт номер раз: AirBnB, будь то RU или COM, не является арендодателем ни по одному из тех трёх миллионов предложений в 65.000 городов, которые там рекламируются. Это такая же в точности площадка-посредник, как eBay, Avito или AliExpress, через которую арендодатель из Гонконга и арендатор из Рыбинска обо всех условиях договариваются между собой напрямую, используя американскую платформу. Объём обязательств этого сервиса перед обеими сторонами прописан в его ToS. Там есть условия и по возврату денег, в случае неисполнения своих обязательств арендодателем, и по страховке от ущерба, причинённого жильцом. По этим вопросам имеет смысл козлить AirBnB, если сервис не выполнит обещанного. А по поводу своих претензий к конкретному жильцу или квартировладельцу жаловаться стоит в саму поддержку AirBnB, рассчитывая на то, что там урегулируют конфликт, в соответствии с давно выработанными процедурами.

С чисто практической точки зрения понятно, зачем автор поста выносит в заголовок иллюзорные претензии к калифорнийскому AirBnB, а не реальные - к московскому арендодателю Александру, не обеспечившему достойных условий проживания за полученные им 8500 рублей. Проще, конечно, кошмарить репутационным ущербом большую и богатую западную компанию, которая дорожит своим имиджем, чем москвича, даже фамилии которого ты не знаешь. Право блоггера использовать свой медийный вес для шантажа корпорации, я ему не мама, чтобы давать нравственные оценки такой подмене. Но как читатель, могу констатировать, что меня тут сознательно пытаются ввести в заблуждение, переваливая ответственность с больной головы на здоровую, с понятной корыстной целью выцыганить компенсацию пожирней. С точки зрения правдивости всего, что дальше написано в посте, у меня возникают законные сомнения после заведомо обманного заголовка. Хотя сама по себе история - совершенно жизненная.

Пункт номер два: сервис бронирования гостиниц Booking.Com, бизнес которого ощутимо пострадал в своё время от прихода на рынок AirBnB, в 2015 году нанёс ответный удар, начав активно привлекать в свою базу частных квартировладельцев. Поэтому на сегодняшний день во многих европейских столицах устарела даже привычная стигма, что Booking - это гостиницы с корпоративной ответственностью за уровень сервиса, а AirBnB - это дикий частный сектор. Сегодня одну и ту же квартиру можно с одинаковым успехом выставить и там, и там. Ответственность сервиса в обоих случаях одинакова.

Пункт номер три: безусловно, когда ты снимаешь квартиру у частного лица, то его возможности по решению проблем с твоим проживанием действительно очень сильно ограничены. Тем более, что типичным арендодателем через AirBnB в Москве является не инвестор, системно вложившийся в такой способ заработка на жизнь (как в курортных городах Средиземноморья), а наследник бабушкиной квартиры, который, как правило, и раньше бывал в ней не слишком часто, а сейчас вообще живёт и работает в каком-нибудь из городов дальнего зарубежья, московской арендной платой обеспечивая себе дополнительный доход. Естественно, у него нет живых, оперативных и работающих связей ни с ЖЭКом, ни с МГТС, ни с московским рынком домовой обслуги. Хорошо, если у него остались в России какие-то друзья, которые «присматривают» за его квартирой. Может быть, он им за это даже что-то отстёгивает от своей выручки. Но на серьёзный контроль собственника за качеством уборки и стирки, комплектностью посуды, белья и туалетной бумаги, исправностью Интернета в квартире, запахами, исправностью оконных рам и т.п. рассчитывать в общем случае не приходится. Причём не стоит тут думать, что Москва в этом смысле чем-то уникальна. Собственник жилья может оказаться просто распиздяй или скряга, который, даже живя на одной улице со сдаваемой квартирой, не особо парится по поводу её сохранности, и не рвётся вкладываться в мелкий ремонт (подобное является нормой, в частности, для уже упоминавшихся стран Средиземноморья). А для постояльца причиной испорченного настроения может оказаться любая бытовая мелочь: и заклинивший оконный шпингалет, и неисправный кондей, и перетёртый душевой шланг, и сдохший маршрутизатор WiFi, и отсутствие туалетной бумаги/салфеток. В гостинице такие проблемы решаются проще, чем в частной квартире.

Пункт номер четыре: частные лица - это всегда непредсказуемо. Помимо уже упомянутого раздолбайства (объяснимого тем, что многие из них в бизнесе гостеприимства не являются профессионалами), хозяева бывают просто с плохим характером, зануды, педанты, несговорчивые, нечистые на руку. Конфликтов и недоразумений в частном квартирном секторе - предсказуемо больше, чем в гостиничном. Например, единственную в моей жизни разгромную рецензию в качестве арендатора на AirBnB я получил от дамы, которая авансом взяла с меня 20 евро за уборку, при размещении на две ночи в деревне St Jean Cap Ferrat на Лазурке. Даму возмутило, что я, уезжая, не помыл посуду, не вынес мусор и не застелил кровать. Про мусор - грешен, мог бы и озаботиться, но посуды там был ровно один бокал, а про постель мне и в голову бы не пришло, что бельё после меня пойдёт не в стирку. При этом во всех других квартирах, которые я арендовал на Лазурке, платной уборкой после жильцов занимались наёмные азиатские горничные-студентки, им и в голову бы не пришло жаловаться на не прибранную гостем постель. А в этой деревенской квартире (очень, замечу, милой, и с большим курящим балконом) хозяйка возложила заботу о постояльцах на своего бойфренда, красивого отставного военного, которому в день моего отъезда предстояла, на минуточку, онкологическая операция. Очевидно, когда он ей рассказал о том, как вынужден был выносить за мной мусор и мыть бокал, и ей стало перед ним, наконец, неудобно. Но мне читать её выговор было всё равно не очень приятно.

Пункт номер пять: помимо неприятных и безответственных хозяев, попадаются и реально милые люди, местные и приезжие, знакомство и общение с которыми становится приятным дополнением к радостям путешествия. С удовольствием вспоминаю своих квартирных хозяев из Парижа, Лондона, Бергамо, Ниццы, Линьяно и Рима, с некоторыми по сей день дружу в Фейсбуке, и готов рекомендовать их общество и жилплощадь любому читателю. В гостиничном секторе подобные знакомства завязываются много реже, хоть там и случаются милые администраторши (в Ломбардии, в основном, русскоязычные). Так что нужно просто понимать, что по сравнению с многоэтажной сетевой гостиницей, условия которой от Осло до Йоханнесбурга всегда понятны заранее, аренда в AirBnB - это всегда риск и приключение. И не забывать читать отклики предыдущих постояльцев о твоём хозяине: если место бойкое, из них довольно многое можно узнать и предвидеть.

Бесплатный бонус: подскажу блоггеру Учватову, что с квартирой на Цветном ему ещё повезло заехать туда в мае. Зимой подъезд этого дома служит единственным прибежищем для всех окрестных бомжей, прячущихся от холода, так что под лестницей там всю ночь оживлённо, а весь день - насрано. Проживи там Учватов ещё пару ночей, мог бы ещё успеть вступить в конфликт с воинственной семейкой соседей-алкоголиков, за которых не только AirBnB, но и хозяину Александру предъявить ничего нельзя. Хотя в отзывах, возможно, про них что-нибудь и написано.

скандал, москва, airbnb

Up