Публичное интервью журналиста Азара с раввином Лазаром на апрельском «Лимуде» я тут анонсировал, но сам, увы, пропустил из-за собственной лекции про «Молодого папу» в то же время в другом зале. К счастью, во вторник «Новая газета» это интервью расшифровала и выложила, так что оно теперь доступно прочтению в текстовом виде.
При чтении важно понимать, что к этому разговору хорошо применима известная формула: «два еврея - три мнения» (в зале в это время собралось 200 слушателей, и мнений у них, соответственно, 300). Позиция, которую озвучивает Лазар по отношению к Путину, Володину, Кадырову, Крыму, Сирии, выборам во Франции, в значительной степени обусловлена его собственным положением «кремлёвского раввина», и совершенно необязательно разделяется его соплеменниками и единоверцами, будь то в Москве, Бруклине или Иерусалиме. Но она ужасно интересная, потому что внутренне цельная и непротиворечивая. Как официальное духовное лицо в РФ, раввин поддерживает #крымнаш, и находит еврейские объяснения этой поддержке (раньше в Крыму не давали строить синагоги - теперь они там открываются). Но как только разговор переходит на внутренние дела Украины, тут же выясняется, что там - свои евреи, и для тамошнего главного раввина Порошенко - такой же авторитет, как для Лазара - Путин. Причём выводится это простое правило не из каких-нибудь сиюминутных конъюнктурных соображений, а из Талмуда прямиком.
[Берл Лазар про отношение Талмуда к покемонам] - Как вы относитесь к закону о защите чувств верующих и к тому, как он используется нашими правоохранительными органами? Он ведь касается и чувств верующих иудеев.
- Я неоднократно говорил, что религия - это выбор человека. Бог подарил нам самый большой подарок - свободу выбора, в основном по поводу права на решение о ценностях, морали, поведении. Если заставляешь ребенка ходить в синагогу, то когда он повзрослеет, он точно туда не будет ходить. Это как бумеранг. Если же родители покажут, как красиво в синагоге, как вкусно есть мацу, то ребенок с божьей помощью будет всю жизнь это делать.
Заставить человека соблюдать религиозные заповеди и уважать религию невозможно. Также можно заставить мужчину любить какую-то женщину, но я вам обещаю, что через год они разведутся. Есть вещи, которые должны идти от сердца.
Все эти законы [о чувствах верующих] не дают никакого результата, а наоборот, общество больше нагнетают, так как оно чувствует, что запретов все больше. Оскорблять чувства другого человека - это неправильно, но зачем сажать за это или наказывать? Это не дает никакого результата.
- Если бы Pussy Riot пришли танцевать в синагогу, чтобы вы делали?
- Я думаю, что пригласил бы их в столовую, накормил гефилте-фиш и говорил с ними, чтобы понять, что у них в голове, чего они хотят, почему мы им мешаем. Мы хотим знать, почему мы кому-то мешаем, что мы сделали плохо, чтобы исправить наши ошибки.
Я же не говорю, что мы святые. Я бы хотел поговорить и с антисемитом, который думает о нас плохо, чтобы понять, что мы, может, сделали не так или в чем-то его самого убедить, если он заблуждается. Но посадить его - это не поможет.
- Проблема в том, что пока вы будете пить чай и есть гефилте-фиш, в комнату зайдут омоновцы и заберут вашего собеседника.
- Тут ведь нет разницы, будет он голодный или сытый. А если поест, то, по крайней мере, в камере будет помнить о гефилте-фиш и о том, что я дал ему что-то поесть (зрители смеются).
- А покемонов можно в синагоге ловить?
- Я искал, но не нашел в талмуде ответа на этот вопрос. Но в каббале вроде что-то написано. Шучу (в зале смех, аплодисменты).
- В библии вроде тоже нет ответа, но российские власти решили, что нельзя. Одного человека уже судят.
- Одна синагога подарила бутылку вина тому, кто нашел покемона. Наш подход такой.
Я думаю, что покемоны - это странно, но - и это не шутка - есть такое объяснение в каббале, что в каждом предмете есть какие-то искры, которые мы не видим. Наша задача - поднять их на более духовный уровень. Это как покемон. Я думаю, что везде [есть эти искры], и когда мы делаем доброе дело, то как будто находим покемона, а где-то потом увидим наш счет добрых дел.
Ещё мне понравилось про Петра Толстого. Лазар - на то и кремлёвский раввин, чтобы не называть публично нациста нацистом, если этот нацист занимает высокий пост в «Единой России». Но в практической плоскости двух ответов у раввина быть не может. Если Пётр Толстой придёт в России к власти - вести себя евреям нужно так, как если бы к власти пришёл Гитлер. Потому что мы в этом фильме уже были.