Почему российские суды никого не оправдывают?

Mar 02, 2017 19:00

Заместитель председателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов объяснил, что российские суды в принципе не могут выносить более 10% оправдательных приговоров.


Многие критикуют модель действующего судопроизводства, но у нас из 100 подсудимых по делам 90 признают свою вину. Не знаю, хорошо это или плохо, но это факт. 65% идут в особом порядке… Некоторые издания публикуют свои соображения по поводу оправдательных приговоров, что их должно быть 18-20%. Их при всем желании не может быть столько, максимум 10%, - сказал зампред ВС РФ на открытии научно-практической конференции сегодня в Москве.

Особый порядок - это такое ускоренное рассмотрение дела, при котором подсудимый заранее признает свою вину и отказывается от судебного следствия, в обмен на обещание смягчения наказания. Приговор в этом случае не может превышать 2/3 от максимума по инкриминируемой статье. Особый порядок может применяться в случае, когда верхний предел наказания по статье не превышает 10 лет лишения свободы.

Тут стоит напомнить кое-какие цифры из официальной статистики Судебного департамента ВС РФ, о которых Владимир Давыдов запамятовал. На сегодняшний день по делам публичного обвинения российские суды выносят не 10%, а 0,2% оправдательных приговоров. То есть в 50 раз меньше той цифры, которую он озвучил.

Кстати, этот показатель - 0,2% оправдательных приговоров - сам по себе хорошо объясняет, почему люди, привлечённые в России к ответственности, так охотно отказываются от состязательного производства. Когда ты выходишь на суд, где шанс получить оправдательный приговор составляет 1:500, то будь ты хоть десять раз невиновен, сделка с обвинением выглядит как 99,8%-ный шанс облегчить собственную участь. Тогда как шанс доказать суду свою невиновность составляет 2‰, даже если ты в момент совершения преступления находился за 700 км от места события, как Ахметов, или в 400 км, как Бученков.

Раз уж мы вспомнили о Верховном Суде РФ, то позволю себе небольшой исторический экскурс по теме.
Позавчера Следственный комитет РФ провёл десятичасовой обыск в квартире журналистки и правозащитницы Зои Световой.
Искали финансовую документацию нефтяной компании ЮКОС за 1997-2002 годы.
Судя по тому, что обыск длился 10 часов, она была как-то особенно глубоко запрятана.

К самой Зое Световой с обыском, если память мне не изменяет, пришли впервые.
Но сыскарей и понятых в своей квартире она в этой жизни навидалась, поскольку является дочерью двух известных антисоветчиков: писателя Феликса Светова и литературного критика Зои Крахмальниковой (которой посвящена песня Окуджавы про новогоднюю ель).
Люди они были православные, что в СССР само по себе не одобрялось, и в 1970-е годы в частном порядке распространяли по знакомым христианскую литературу в «самиздате», что не одобрялось тем более.
Так что Зою Крахмальникову арестовали в августе 1982 года, а в апреле 1983-го осудили по ч. 1 ст. 70 УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда») на год заключения и пять лет ссылки.
Феликса Светова тогда же исключили из Союза писателей СССР, но он продолжал заниматься распространением самиздата. Так что в январе 1985 года пришлось арестовать и его. Отсидев год в «Матросской тишине» в ожидании приговора, он был приговорён по ст. 190 УК РСФСР к уже отсиженному, плюс пять лет ссылки на Алтай.
В 1987 году, в рамках горбачевской кампании по освобождению политзаключённых, супруги вернулись в Москву. В 1990 году Светов был восстановлен в Союзе писателей СССР.
Интересно не это.

Судью Московского городского суда, который выносил писателю Светову приговор по ст. 190 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй» звали Вячеслав Михайлович Лебедев. В ту пору он был всего лишь зампредом Мосгорсуда, но вскоре после приговора Светову получил повышение, сделавшись целым председателем.

Сегодня этот доблестный продолжатель дела судьи Сисамна занимает пожизненную должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и стоит на страже всей нашей выдающейся законности.
Кстати, пожизненной его должность стала в 2012 году - персонально под кандидатуру Лебедева, которому, по тогдашнему законодательству, надлежало через год оставить пост в связи с исполнением 70 лет.

Но так уж хорошо справляется Председатель с защитой законности, так твёрдо стоит у нас процент оправдательных приговоров на отметке в 2‰, что решено было в его честь отказаться даже от тех возрастных ограничений, которые носят обязательный характер для кардиналов Римской католической церкви.

Эта музыка будет вечной?

беспредел, суд

Up