Искусство оставлять следы на снегу

Feb 10, 2017 20:26

Есть в Англии такой странный мужик по имени Саймон Бек (Simon Beck).
Впрочем, существует мнение, что в Англии все мужики странные.
Саймон Бек закончил Оксфорд, но в инженеры идти не захотел, а решил стать вольным путешественником-картографом.


В 2004 году, катаясь возле собственного дома на лыжах, Саймон удумал нарисовать геометрическую фигуру из собственных следов на заснеженной поверхности замёрзшего озера. Трудился долго, но потом рассмотрел результат с горнолыжного подъёмника - и остался доволен. Так родился Snow Art, который стал с тех пор основным занятием Саймона. Впрочем, в качестве инструмента для рисования он теперь использует не лыжи, а snow shoes - это такие недолыжи для прогулок по заснеженной местности.


В книге Саймона Бека Snow Art собраны фотографии 200 снежных «картин», которые он создал за последнее десятилетие. Крупные работы имеют площадь от 1 до 4 гектар (от 2 до 8 футбольных полей, уточняет автор). Понятно, что сохранить их для потомства, выставить в музее или продать с аукциона - не судьба. Сохраняются они ровно до ближайшего снегопада или оттепели (в Подмосковье арт-объекты гибнут ещё раньше под гусеницами снегокатов). Это, впрочем, не мешает Беку монетизировать своё искусство, участвуя в рекламных акциях и продавая книгу с фотографиями «картин», которых на местности больше уже нет.


Если заморачиваться культурными контекстами, тут можно найти отсылки к массе разных художественных практик с эфемерными объектами. Например, к хэппенингам московской арт-группы «Коллективные действия» в 1970-х годах (по понятной климатической причине, в основном они тоже проводились в глубоких снегах - в том числе, якутских). Или к панно из голубей на площади Сан Марко в Венеции (в геометрическом порядке птицы там выстраивались из-за правильно насыпанного корма). Можно вспомнить стрит-арт. Но на самом деле, всё это совершенно не важно.


В фейсбучной группе, где Саймон Бек выставляет свои работы, на сегодняшний день - больше 290 тысяч подписчиков. А мой старинный знакомый Сергей Спивак, вдохновившись творчеством Бека, решил сам попробовать создавать снежные картины в Подольском районе Подмосковья. Вот видеоотчёт о его первом успешном опыте:

image Click to view


(Если кто не узнал, это диснеевская принцесса Эльза из «Холодного сердца»).
Смонтированный ролик длится минуту, а процесс рисования занял больше трёх часов.
Адская сложность задачи состоит в том, что вся картина художнику ни в какой момент не видна, а поправить неверный штрих невозможно: след на снегу обратно засыпать не получится. Так что вся фигура рисуется в один заход, как фреска, только, в отличие от фрески, нельзя заранее сделать на снегу эскиз. То есть, наверное, в принципе можно: поднять квадрокоптер с трафаретом, проецировать изображение на снег, и двигаться по векторным линиям. Но действительно ли можно так делать, я не знаю: хорошо ли будет виден контур на снегу, не будет ли мешать рисующему его собственная тень, хватит ли у коптера батареек и т.п. Саймон Бек использует для создания своих картин компас и верёвку (метод объясняется в книге). Но для нужд Сергея Спивака этот метод не подошёл, потому что по меркам бековского Snow Art его 35-метровая принцесса Эльза - миниатюра. Не поможет и GPS, потому что для такой «миниатюры» даже погрешность в 20 см критична (см. левую щёку принцессы Эльзы, где ошибка 20 см как раз и составила). Так что Сергей помучился с математикой и придумал свой собственный алгоритм навигации по снегу, первый успешный результат которого мы с вами увидели выше.

О своих дальнейших успехах Сергей планирует рапортовать на фейсбучной странице SnowArtClub.
И приглашает всех, кто тем же занимается, присылать ему фото и видео своих работ, он будет их там выкладывать.

искусство, англия, подмосковье, зима

Up