Очень мощный проект
Yolocaust.de.
В первом приближении - он о тупых лохах со всего мира, которые глумятся над Мемориалом одной из величайших трагедий нового времени. Причём глумятся в основном не по злобе или ксенофобии, а исключительно в силу собственной ограниченности, от банального непонимания, почему так делать не надо, да ещё и напоказ...
Но во втором приближении проект заставляет задуматься о том, что должно происходить (и неизбежно происходит) с любой великой трагедией, когда после неё прошли десятилетия или века, живых свидетелей не осталось, мир изменился, и сами те времена, в которые эта катастрофа произошла, воспринимаются большинством современных людей как полумифическая древность.
Может ли острота восприятия сохраняться долго? Можно ли эту остроту поддерживать искусственно? Нужно ли? Надо ли каждому человеку на свете (или каждому еврею на свете) просыпаться утром с мыслью о том, что Холокост может повториться на его личном веку? Должны ли каждого, кто читал Визеля, смотрел Ланцмана или побывал в том самом берлинском мемориале, мучить такие же кошмары, как
Германа Бродера во «Врагах» или
реального Примо Леви? Может, всё же конструктивнее мысль о том, что мир изменился навсегда, и на нашем веку мы можем радоваться жизни, любить, заводить детей без оглядки на возможность завтрашней Катастрофы?
Может быть, жизнерадостные дебилы, прыгающие по могильным плитам на скейтбордах и делающие весёлые селфи среди серых камней, цвета человеческого праха - лишь признак того, что жизнь победила и продолжается, а вовсе не надругательство над чужим горем?
Буквально 10 дней назад я об этом задумался, бродя по римским развалинам, между веспасиановским
Форумом Мира и
аркой Тита. Оба памятника античной архитектуры сооружены для прославления Холокоста, случившегося в конце I века нашей эры - не в память о жертвах, как берлинский Мемориал, а наоборот: по приказу тех самых властей, которые эту чудовищную иудейскую резню устроили, разрушили Храм в Иерусалиме, убили полмиллиона мирных жителей, а кого не убили, тех увели в рабство, или отправили в изгнание на пару тысячелетий…
Совершенно реально есть сегодня на свете такие евреи, которые
воспринимают барельеф с арки Тита как личное оскорбление, и готовы бороться даже с его гипсовыми копиями!
Вот тут можно почитать отчёт одного американца, который, попав 20 лет назад на казённую должность в Рим, развил бешеную активность, закошмарил ооновских, израильских и муниципальных чиновников, подключил еврейскую общину Вечного Города - и за несколько лет добился от местных властей замуровывания одной такой копии на фасаде
большого офисного здания у метро «Чирко Массимо».
Читаешь такие истории, и лучше понимаешь слова Господа, сказанные Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный (
в оригинале - твёрдый затылком, но обе метафоры предположительно означают на современном языке «упёртый»). Трудно не впечатлиться этим рассказом о настырности американского борца с наследием Тита, но и от мысли об альтернативе поневоле задумаешься. А что плохого случилось бы для евреев, будь то римских, американских или израильских, если б копия того самого барельефа, которая выставлена в десятках музеев по всему миру, от Тель-Авива до Санкт-Петербурга, по сей день сохранилась бы на фасаде казённого римского здания? Лично мне этот барельеф напоминает сегодня не только о разрушении Храма в 70-м году н.э., но и о том, что
Римская империя бесславно закончилась полтора тысячелетия назад, а государство евреев со столицей в Иерусалиме процветает. Есть ровно один день в году, который отведён в иудаизме для поста и печали о разрушении Храма - а в остальные дни мне кажется уместней гордиться историей моего народа, чем оплакивать её трагические страницы, ждать их повторения или предъявлять счета римской мэрии за Веспасианову скульптуру…
В FAQ, сопровождающем проект Yolocaust.de, есть указание на то, что и его автора посещали мысли о существовании где-то в природе грани между вечной скорбью и «жизнь продолжается»:
Вопрос: «Нет ли в таком поведении посетителей Мемориала неуважения к жертвам Холокоста?»
Ответ: Да, поведение некоторых людей в этом мемориале, безусловно, непочтительно. Но жертвы мертвы, так что они, вероятно, заняты сейчас заботами тех, кто умер, а не переживаниями по этому поводу.
И это, кстати, довольно интересный вопрос: если мы уважаем память жертв, будь то Холокоста или Титовской резни в Иудее - то какого именно уважения могли бы они сами хотеть от нас? Было бы им важно, чтобы все последующие поколения до конца времён оплакивали их гибель? Или их больше согрела бы мысль, что потомки выжили, выстояли, победили, что они живут и радуются, отряхнув с подошв пепел всех империй, когда-либо строивших триумфальные арки на наших костях?
Я думаю, что у каждого человека на этот вопрос - свой личный ответ. И правильнее было бы даже спрашивать: «А какое будущее мне самому хотелось бы представить, погибая в печах Освенцима или под мечами легионеров Тита?»