10 советов посетителям итальянских музеев

Jan 14, 2017 01:10

Есть мнение, что в Венеции - дорогие гостиницы, в Риме - дорогая еда, во Флоренции - дорогие музеи. На самом деле, всё это - совершеннейшая фигня, как и вообще любые стереотипы.


Дороже всего путешественнику в Италии обходится не проработанная заранее матчасть.
Соглашаясь на первое попавшееся предложение, по любой позиции, рискуешь переплатить кучу денег, совершенно на пустом месте. Это в равной степени относится к ценам любых услуг, и не только в Италии. Но так уж сложилось, что я сейчас в Италии, поэтому расскажу, на что обращать внимание. Вместить все лайфхаки в один пост не получится, поэтому сегодня начну с тонкостей, касающихся посещения музеев. В последующих постах расскажу о гостиницах, транспорте, парковках и других мелочах жизни.

1. Кончились те славные времена, когда посетитель Флоренции мог купить входной билет в её кафедральный собор, а гость Венеции - в музей Коррер или Дворец дожей. В Риме не продают больше билетов ни на Имперские форумы, ни в Колизей. Быстро и неумолимо все местные и национальные управления культуры вводят практику продажи консолидированных билетов, покрывающих сразу несколько объектов. Так, в Риме действует один общий билет за 12 евро на все форумы, на Палатин и в Колизей. В Венеции за 19 евро продаётся билет во все музеи площади Сан Марко: Дворец дожей, Коррер, Археологический музей и библиотеку Марчиана. Во Флоренции входной билет за 15 евро покрывает и Собор, и его подземную крипту, и колокольню Джотто, и купол Брунеллески, и баптистерий Св. Иоанна, и Museo dell'Opera del Duomo, и церковь Св. Репараты. По отдельности ни на один из перечисленных объектов билеты больше не продаются.

2. Когда комплексные музейные билеты были нововведением, смысл его рассказывали в кассе каждому покупателю. Сегодня туристу приходится полагаться только на собственное внимание к мелкому шрифту. На каждом билете написано, куда по нему можно войти, и сколько времени он действует (от 48 часов до недели). Ещё бывают никак не задокументированные фичи - например, билет в Ватикан даёт держателю скидки на посещение нескольких музеев в городе.

3. Значение имеет возраст посетителя. Какое конкретно значение - определяется каждым отдельным учреждением, в соответствии с его правилами. Где-то до 18 и после 65 лет вход будет бесплатным. Иногда студенческая/молодёжная скидка предусмотрена просто для лиц младше 26 или 29 лет, независимо от студбилета (но могут попросить удостоверение личности, хотя в Италии в общем случае принято и детям, и молодёжи, и пожилым людям про их возраст верить на слово).

4. Пресс-карта, студенческий билет или членство в профессиональных организациях (художников, музейных работников, журналистов) может вообще не приниматься во внимание, давать скидку в 2-3 евро, или обеспечивать полностью бесплатный вход. Тут тоже нет единого правила, каждое учреждение имеет свои порядки. Заранее о них догадаться сложно, и на сайте не всегда написано. Но на кассе, при покупке билетов, имеет смысл перечислить все обстоятельства, которые могли бы дать посетителю право на льготный или бесплатный билет. При этом стоит помнить, что в электронных киосках льготные и бесплатные билеты не продаются. Если рассчитываете на скидку - придётся идти в кассу. На сайтах иногда можно купить и льготный билет (например, в Ватикан), но стоит быть готовым к тому, что при его предъявлении могут попросить документ, подтверждающий право на льготу.

5. Широко распространена практика продажи общегородских «единых», покрывающих основные музеи в пределах одного муниципального образования: Roma Pass, Venezia Unica, Firenze 72 Card. Перед их покупкой важно уточнить, что именно ты получаешь: бесплатные билеты, или право на скидки; какие музеи участвуют в программе; сколько часов действует комплексная карта; включено ли право прохода в музеи без очереди. Как правило, если любой из этих «единых» использовать на полную катушку, то экономия выйдет очень ощутимая. Но удастся ли так использовать - очень сильно зависит и от ваших собственных планов, и от количества времени, которое вы выделили на город, и от графика работы музеев в эти конкретные дни. Есть ещё такие «единые», как действующая в венецианских церквях карта Chorus. Засада с ней состоит в том, что любая церковь в любой момент может выйти из ассоциации и перестать пускать по этой карте. Хорошо, если церковь при этом сделает вход полностью бесплатным, как Madonna dell’Orto или San Giacomo dell’Orio, но бывает и наоборот: в соборе SS Giovanni e Paulo, куда раньше пускали по карте Chorus или за 2,50 наличными, теперь тупо берут за вход 3,50 евро, а карту Chorus не принимают. В общей сложности в 2015 году карта давала бесплатный вход в 23 церкви, сегодня их осталось 16.

6. Стоит помнить, что график работы музеев в Италии весьма причудлив. Российского «единого выходного» в понедельник тут не существует: кто-то закрывается в четверг, или на выходные, а главные музеи, например, Венеции работают 7 дней в неделю. Но при этом есть немало объектов, которые тупо закрываются в рабочие дни в 13:00. Если не знать этого заранее, можно потом сильно пожалеть - например, начав день во Флоренции с Академии, Собора или Uffizi, которые работают допоздна, и упустив из-за этого капеллы Медичи и Барджелло, которые закрываются вскоре после полудня.

7. У всех музеев есть свои бесплатные дни посещения, специальный график работы в дополнительные часы или со скидкой, а также индивидуальные «короткие дни» и выходные. Всё это можно прочитать на официальном сайте музейного учреждения.

8. Если вы собираетесь посетить церковь, которая одновременно является музеем, то существует риск, что на время мессы или иных служб она будет закрыта для туристов. Если вы собрались посетить церковь, которая музеем не является, существует риск, что она, наоборот, может открываться только в молитвенные часы, а в остальное время оставаться запертой. Поскольку у большинства церквей официального сайта с часами работы нет, тут стоит ориентироваться на советы товарищей по несчастью, на таких сайтах, как TripAdvisor. На информацию Гугла о часах работы ориентироваться не следует категорически, там эти сведения приводятся совершенно от балды.

9. Во многих музеях Рима и Флоренции есть практика предзаказа билетов через сайт. С одной стороны, таким способом можно гарантировать себе посещение в заранее известное время. С другой стороны, предзаказ на сайте часто сопряжён с уплатой дополнительной мзды за онлайн-бронирование, в размере 4 евро с человека. Если мы говорим о галерее Uffizi в дни повышенного спроса, этих денег совершенно не жалко, они экономят время и нервы. Но если мы говорим о галерее Accademia в той же Флоренции в середине января, там и так ни души, переплачивать незачем.

10. В Италии работает огромная индустрия обувания тех туристов, которые не умеют сверять и перепроверять цены. Например, Booking.com при заказе гостиницы или квартиры в Риме тут же вышлет вам «персонализированный» путеводитель, с рекомендациями мест для посещения и экскурсий от партнёров сервиса. И там вам предложат выбрать экскурсию по садам и музеям Ватикана, за 59 или 69 евро, в зависимости от числа и списка посещаемых объектов. На самом деле, объектов в Ватикане несколько десятков, и какие из них посещать - вы решите сами, по ходу пьесы. Единственное место, где гид действительно необходим - это сады. А полная стоимость экскурсии с гидом по садам - 30 евро на официальном сайте Музеев Ватикана. После этой прогулки гид вас отпустит самостоятельно бродить по музеям, до полного их закрытия. Захотите Аполлона с Лаокооном - сходите в Бельведерский дворец. Не захотите - проследуете прямиком в Комнаты Рафаэля и Сикстинскую капеллу. Пинакотека Ватикана или папский музей карет - дело сугубо добровольное. И всё за те же самые 30 евро, независимо от того, интересна ли вам папская филателия, нумизматика, античная скульптура или зал географических карт. Чтобы не переплачивать и понимать реально доступный спектр возможностей, с гидом и без, нужно планирование похода в любой музей начинать с просмотра его официального сайта. Причём желательно не с мобильной версии, а с десктопной, потому что они, к сожалению, часто различаются по контенту.

Хорошая новость состоит в том, что во всех музеях Италии официально разрешена любительская фотосъёмка. А там, где она запрещена (например, в Сикстинской капелле, из уважения к сакральному статусу места), за соблюдением этого запрета никто всерьёз не следит. В церквях служители не одобряют фото- и видеосъёмку во время богослужений, но служителей мало, а церквей много, так что покуда нарвёшься на замечание, можно успеть сделать получасовой видеорепортаж. По крайней мере, мне это удавалось и в Риме, и в Венеции, и во Флоренции.

До запрета на ловлю покемонов ни в одном храме или музее Италии, слава Богу, не додумались. Каждая уважающая себя церковь в Италии является покестопом, кроме флорентийской синагоги, которая служит гимнастическим залом для покемонов.

италия, музей, венеция, флоренция, рим

Up