Отключить Россию от Интернета

Dec 30, 2016 04:34

Вчера весь день слушал (со ссылкой якобы на Германа Клименко), что «Россию могут отключить от мирового Интернета». Фактически утверждение совершенно верное: не только могут, но и хотят. Причём даже известно кто: первым создание пресловутой «Чебурашки», Интернета северокорейского образца, озвучил липецкий сенатор-единоросс Максим Кавджарадзе больше 2,5 лет назад. С тех пор о реальных угрозах отключения России от глобального сегмента не раз высказывался министр связи РФ Николай Никифоров. Осенью 2014 года вопрос выносился на обсуждение Совета безопасности РФ с участием Путина. Инициатива всех таких обсуждениий принадлежала российским чиновникам и силовикам.


При этом ни один зарубежный политик, в США или в Европе, во власти или в оппозиции, подобных предложений никогда не выдвигал, не озвучивал, не обосновывал, не вносил их в правительство и не ходил с ними на выборы. При подготовке пакетов американских санкций в отношении России - от самых первых, весной 2014, до буквально вчерашних, прямо связанных с кибератаками - такая идея ни разу не обсуждалась. Если посмотреть на список стран, в которых на временной или постоянной основе прерывалась в последние 10-15 лет связь с мировым Интернетом - на Египет, Ливию, Сирию, Судан, Туркменистан и Северную Корею - во всех без исключения случаях инициатором отключения отдельных стран от глобальной Сети являлись их же собственные власти, а не мировой империализм.

У России, как верно замечал Ф.И. Тютчев, в этом вопросе «особенная стать». Азиатские и африканские диктатуры перекрывают доступ своих граждан в Интернет, опасаясь их вольнодумства и козней Запада. На словах российские силовики озабочены тем же самым - то и дело в их заявлениях мелькают названия враждебных России структур, типа Google, Yahoo, WhatsApp, Telegram, Twitter и Facebook. Но на практике единственная запрещённая сегодня в России американская соцсеть - совершенно безобидный LinkedIn, пользователями которого в стране являются полторы калеки, и те в основном экспаты. А все заявления о необходимости запрета других международных платформ так и остаются разговорами. Хотя все необходимые законы для блокировки иностранных площадок в России приняты ещё 2 года назад.

На самом деле, как подсказывает наглядный пример «пакета Яровой-Озерова», главной мотивацией российских охранителей, рассуждающих о внешней угрозе, была и остаётся возможность поднять бабла на её отражении. В этом смысле наши силовики - очень продвинутые ребята, по сравнению с их африканскими коллегами. Все аспекты «Чебурашки» у них просчитаны в финансовых терминах. Речь идёт о грандиозной афере по дублированию всех существующих в мире программных и аппаратных решений за счёт российской казны. Теоретически речь идёт о государственной задаче, но на практике государство приглашается её не решать, а только оплатить. В подрядчики намечен ограниченный (за счёт непубличного порядка лицензирования и сертификации) круг юридических лиц, учреждённых чекистами-предпринимателями. Они справятся и с разработкой «отечественного софта» (на практике - тот же Linux), и с завозом «безопасного» оборудования, которое от «опасного» отличается лишь наклейкой и накруткой…

Один вопрос остаётся здесь открытым. А при чём же тут, спрашивается. Герман Сергеевич Клименко? Люди, мало знакомые с его биографией, вольны сколько угодно демонизировать эту фигуру, но мы-то с вами понимаем, что советник Путина по Интернету - не чекист из дрезденской резидентуры, не автор идей «Чебурашки» и даже не бенефициар «пакета Яровой». Герман Сергеевич - классический предприниматель, который в последние полгода всецело поглощён вопросами телемедицины, электронного правительства и прочей государственной big data. Понятно, что его назначение советником подразумевает ношение пиджаков и галстуков, хождение по кабинетам и публичное одобрение политики партии, но вроде как «отключение России от мирового Интернета» и всё прочее «Отечество в опасности» - тема не его. Зачем же он стал бы делать такие заявления?

Правильный ответ: низачем. Он их и не делал.

Взорвавшая вчера российские СМИ фраза «Россию могут отключить от мирового интернета» - всего лишь выдумка РашаТудей, вынесенная этой информационной службой в заголовок интервью и ею же закавыченная. Если же прочитать само интервью, целиком, то Герман Клименко там такой фразы не произносит - как и вообще никакой похожей фразы. Корреспондент РТ пытается с ним об этом поговорить, первый же вопрос интервью - про планы Минсвязи по госрегулированию российского сегмента. Судя по ответу Германа, в Минсвязи он не работает, и обсуждать конкретные положения «Чебурашки» не готов. Отмечает лишь, что «регулирование обычных пользователей этот закон не затрагивает». На том обсуждение вопроса в интервью и заканчивается. Но явно у РашиТудей - своя повестка и свои задачи в связи с этим материалом. Им нужен заголовок про отключение России от мирового Интернета. Так что они его просто выдумывают, и вкладывают в уста собеседника.

Зачем так поступает РашаТудей - вопрос риторический. Но вот что мешало десяткам российских СМИ, перепечатывавших и мусоливших «новость», прочитать интервью дальше заголовка, действительно интересно.

Интернет, цензура

Up