Эпидемия ОРВИ как террористический акт

Dec 24, 2016 17:24

Всю Москву с конца прошлой недели косит очередная эпидемия.
В счастливые советские годы оно дежурно называлось ОРЗ (острое респираторное заболевание), теперь модно стало говорить ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) - хотя сегодня, в точности как и 40 лет назад, ни один московский врач при таких симптомах не берёт у пациента культуру возбудителя на исследование, чтоб с уверенностью судить об именно вирусном характере инфекции.


В принципе, это логично: от знания названия конкретного штамма схема лечения не изменится. Точнее сказать, схема лечения от этого знания у врача не появится. С одной стороны, препаратов, которые бы умели задавить возбудителя текущей эпидемии ОРЗ/ОРВИ, в арсенале практической медицины нет сегодня, как не было их и 40 лет назад. С другой стороны, даже если б они и были - их надо было бы назначать до появления первых симптомов, а не тогда, когда пациент обращается к врачу с уже развившейся картиной заболевания. Весь этот кашель, насморк, температура, головные боли, рези в глазах, расстройства пищеварения, и общая слабость, которые традиционно почитаются симптомами ОРЗ/ОРВИ, уже не связаны с жизнедеятельностью исходного возбудителя, а являются вторичными последствиями его исходной атаки. Наступление которой, кстати сказать, зависело в моменте от кучи факторов, которых задним числом никак не исправишь: переохлаждения, переутомления, стресса, сбоев в режиме сна и питания.

Если использовать актуальную для наших дней метафору, возбудитель инфекции действует как террорист-смертник. Он проник внутрь системы (скажем, в метро), и там взорвался. Кто при этом погиб, тот погиб: 12 человек или 120. Но для миллионов людей в том же городе наступают последствия в виде транспортного коллапса. Борьба с этими проблемами направлена не на террориста, его сообщников и руководство. Цель её - восстановить работоспособность той системы, которая нарушена. При этом любая нормальная медицина, будь то официальная или альтернативная, исходит из допущения, что главным оружием в борьбе с последствиями являются защитные возможности самого организма. Которые нужно, с одной стороны, стимулировать и поддерживать, с другой - исключить любые нагрузки, тормозящие восстановление жизненных сил.

И в официальной, и в традиционной медицине для этого есть два пути: вуду и здравый смысл. Вуду государственной медицины - это интерферон, амиксин, анаферон, арбидол, ингавирин, виферон, кагоцел: куча препаратов, которые выглядят как «настоящие» лекарства в солидной упаковке, назначаются врачами из поликлиники, могут быть даже включены в официальные списки ЖНВЛП, но на самом деле эффективность этих средств достоверными современными методиками исследования с двойным слепым контролем не подтверждалась, а теория полезного воздействия основывается на довольно смурных гипотезах о том, что иммунная система у всех людей работает одинаково. Вуду альтернативной медицины - это не менее внушительный арсенал сахарных шариков, снадобий, мазей, отваров, амулетов, наговоров и пришёптываний, с бесконечным спектром иррациональных объяснений их воздействия на прану, карму и энергию ци.

А здравый смысл подсказывает, что победе любого организма над «простудой» способствуют покой, режим с ограничением нагрузок и стрессов, чистый воздух, обильное питьё, здоровая пища, положительные эмоции, изоляция от источников дополнительных инфекций, посильное ограничение вредных привычек, а также обсервация (сохранение всех этих условий) на день-два после того, как основные симптомы болезни отступили. Если всё это пациенту обеспечить, то дальше сверху можно добавить любого вуду, от кагоцела до сахарных шариков (в том числе, одновременно) - и рассчитывать, что они усилят кумулятивный эффект, добавив пациенту уверенности в полноценности получаемого лечения (в фабричную таблетку от Чубайса и притирку с амулетом от знахаря многим мнительным людям верится больше, чем в подушку, одеяло, книжку и чай с лимоном и мёдом).

Если же вместо здравого смысла опереться целиком на вуду, то есть, заглотив пригоршню арбидола с окциллококцинумом, отправляться на школьный утренник или вечерний корпоратив, подвергать себя физическим нагрузкам и охлаждению по дороге, тусить на празднике с десятками носителей самых разных респираторных инфекций, в процессе курить и бухать (если пациент взрослый), или после спектакля побегать на прощанье с друзьями вокруг школы (если он ребёнок) - тогда психологический эффект от ложной уверенности, созданной вуду-препаратами, окажется целиком вредным.

Важно понимать, что реально опасной (в отдельных случаях - смертельной) болезнью в случае ОРЗ/ОРВИ является вовсе не то, что мы привыкли ею называть и считать. Не кашель, насморк, слабость, температура, или болезненные ощущения и хрипы при дыхании. Всё это - лишь сигналы, которые подаёт нам организм, и они говорят о достижении определённого важного рубежа. За ним, в зависимости от нашего собственного поведения, последует одно из двух. Либо мы поможем организму справиться с последствиями инфекции, либо помешаем. Если поможем - он в общем случае справится. Если помешаем - разовьются осложнения. Именно осложнения и являются тут фактором серьёзнейшего риска для здоровья. Тысячи людей ежегодно умирают от последствий тех самых ОРЗ/ОРВИ - и в Азии, и в Европе, и в Северной Америке. Кто не умирает - месяцами лечатся стационарно, или на постельном домашнем режиме, ударными дозами сильнодействующих препаратов - разумеется, токсичных. Не потому, что так страшен исходный штамм вируса. Умирать и долго лечиться придётся от осложнений, которые во многом связаны с собственным поведением пациента. Который на ранней стадии получил тревожный сигнал от своего тела. но счёл, что в графике предстоящей недели-двух у него есть дела поважней.

Уточнение №1: про врачей

Если кто-то, дочитав до этого места, сделал вывод, что я тут набросал развёрнутую схему самолечения, то это неверно. Я считаю, что страшно повезло любому человеку, у которого есть в близкой доступности лечащий врач, широкого «семейного» профиля, которому можно при любом случае позвонить, показаться, получить рекомендации, рецепт, назначение на обследования в непонятном случае. Этой возможностью, разумеется, нужно пользоваться. Если не повезло, и такой возможности нет - её нужно искать. Любому человеку за 35 собственный врач необходим. Проверенный, ответственный, умеющий объяснить свои назначения так, чтобы пациент их и понял, и мог исполнить. Если же речь о родителях, тут уже вопрос не про «повезло/не повезло», это неотменимая моральная ответственность: всегда иметь под рукой телефон врача, которому можно позвонить, рассказать про симптомы, записаться на приём и показать ребёнка. Причём заметим: я говорю о наличии конкретного врача, а не козырной карты корпоративной медстраховки. Пластиковая карта не лечит, она даже диагнозов не ставит. Она просто в кошельке лежит, и греет душу простаку. В этом смысле она мало отличается от кагоцела и сахарных шариков: плацебо, безвредное само по себе, и смертельно опасное, когда оно превращается в источник ложной уверенности.

Кстати, очень важно, чтобы в такой же точно источник не превратился ваш знакомый врач. Ведь он может только дать рекомендации, он не будет 24/7 следить за их исполнением. Это не его, а ваша сфера ответственности, не обманывайте себя.

Уточнение №2: про антибиотики

В наши дни ADHD, образованщины и полузнания, к сожалению, весьма популярны субкультуры и мировоззренческие школы, для которых символом веры является теория о смертельной опасности антибиотиков для здоровья. Там есть даже рациональное объяснение, применительно к ОРВИ: ведь антибиотики широкого спектра не эффективны против вируса! Значит, их нельзя назначать при таком диагнозе. Значит, если врач их всё же назначает, то он - плохой врач, который думает не о пациенте, а о генерации доходов для зловещих фармкомпаний. И пошла писать конспирология…

Антибиотики - вещества, безусловно, токсичные, и не только для микроба: на это прямо указывает название данной группы препаратов (анти+биос = «против жизни»). У них есть побочные действия, осложнения от приёма описаны прямо во вкладыше к любой упаковке. Есть чему ужаснуться, кто б спорил.

Но на самом-то деле, никакой нормальный врач антибиотиков как средства от кашля и насморка назначать не будет. То есть будет, конечно, но не в России, а в тропиках, в Индии и в ЮВА, где инфекционная ситуация сильно отличается от московской. Там вам полусинтетические пенициллины широкого спектра действительно пропишут на каждый чих, исходя из местных эпидемиологических реалий. В Европе ситуация иная. Тут их назначают, исходя из совершенно иных соображений, взвешивая совершенно другие риски, имея в виду очень конкретные угрозы. Те самые осложнения от вторичной инфекции, из-за которых обычная простуда, ОРЗ/ОРВИ, может стать прологом к смертельным или очень тяжёлым воспалительным процессам в лёгких. Назначают их не для того, чтобы убить условный вирус гриппа, а для того, чтобы предотвратить развитие пневмонии.

Уточнение №3: про прививки

В этом посте ничего не сказано про прививки, потому что пост вообще не про них.
Прививки от ОРЗ/ОРВИ (в отличие от полиомиелита или оспы) - тема новая, открытая для широкой медицинской полемики. Я за этой полемикой по мере сил слежу, но до собственного суждения по этому поводу просто не созрел ещё, так что и высказываться не хочу. Пост посвящён поведению людей, уже заболевших инфекцией, а их выздоровлению совершенно никакая прививка уже точно не поможет.

здоровье, грипп, медицина, мифология

Up