Выставка Айвазовского в Третьяковской галерее на Крымском валу закрывается сегодня в полночь.
Все билеты на неё закончились в кассах примерно ещё в октябре.
Соответственно,
километровая очередь безбилетников, которая там сейчас стоит вдоль всей восточной стены ЦДХ, запускается внутрь по 25 человек раз в полчаса. Легко посчитать, что люди, которые стоят сейчас в этой очереди 140-ми, зайдут внутрь часа через 3.
На этом, разумеется, не упускают своего случая нажиться спекулянты, предлагающие билеты без очереди по 1500₽ за единицу (при официальной цене в 400₽ за взрослого). Поскольку спекулянтам холодно, а спроса на их товар особенного нет, уместен торг. Ещё время от времени возникают совершенно честные лишние билеты - от людей, которые, скажем, собирались пойти компанией, а кто-то в итоге не смог. Мне сегодня парочка таких попалась.
Но если вы всё равно никак на эту выставку не попадаете, то, во-первых, есть в свободной продаже её роскошнейший каталог - пока за 3000₽, а там, глядишь, и подешевеет.
Во-вторых, для таких, как я, в приложении «Библиотека Третьяковской галереи» для iPad есть в точности этот же каталог в виде in-app purchase, со всеми текстами и репродукциями, всего за $4,99. Возможно, в русском AppStore он и того дешевле, не проверял. Но это реально очень круто - цифровой каталог. Жаль, что недоступен сквозному поиску, но copy/paste там работает.
Про саму выставку могу сказать, что это такой новый интересный жанр сложился у Третьяковки: превращать полузабытых русских художников в суперзвёзд, затмевающих популярностью Рафаэля. И с Айвазовским этот фокус в очередной раз прекрасно удался. Художник он превосходный, и очень понятный широкой публике. Просто эта самая публика в обычное время по картинным галереям у нас не ходит. Тот же «Девятый вал»
в 14-м зале Михайловского дворца, напротив брюлловской «Помпеи», в обычный день вызывает у посетителей не больше ажиотажа, чем
Генриетта Леопольдовна Гиршман в 42-м зале основного здания Третьяковки. Однако же придумался способ превратить сперва Серова, а теперь и Айвазовского в культовое художественное явление - по-моему, это очень здорово, даже если никак не сказалось пока на популярности
других выставок, проходящих
в Инженерном корпусе.
Впрочем, вот откроется 25 ноября в Третьяковке
показ шедевров из Ватиканской пинакотеки, и там уже тоже полный аншлаг, до 2017 года никаких билетов нет в продаже. 15 декабря в онлайн-кассе выкинут билеты на месяц с 15 января 2017, и их тоже за первые 20 минут сметут подписчики третьяковской рассылки в соцсетях. Так что не только Серова с Айвазовским, но и Рафаэля с Караваджо, и Беллини с Перуджино, и Гверчини с Пуссеном Третьяковская галерея умеет продать отечественному зрителю на ура. За что респект ей и уважуха.