Как я и предполагал, авиакомпания «Победа» в очередной раз не поскупится на услуги адвокатов: вынесенное в начале недели по её иску решение Московского арбитражного суда будет обжаловано.
Догадаться об этом было не слишком сложно, потому что в
картотеке Московского арбитража накоплен обширный архив дел с участием лоукостера - там все тяжбы всегда идут по одной схеме. Всякий раз, когда «Победа» получает предписание надзорного органа об устранении нарушений действующего законодательства, она обжалует его в первой инстанции, затем в апелляционной и, наконец, подаёт кассацию в арбитраж Московского округа.
Результат рассмотрения исков «Победы» к регуляторам всегда одинаков: она их проигрывает в трёх инстанциях из трёх возможных. Нет оснований думать, что на этот раз что-нибудь изменится. Рано или поздно случится финальное заседание, на котором компанию окончательно обяжут соблюдать Федеральные авиационные правила, действовавшие на момент её учреждения. И в «Победе» уже начали строить планы, как наказать пассажиров, когда этот чёрный день настанет.
Вариантов им приходит в голову не очень много, чтобы не сказать - всего один: поднимать цену билетов. Ровно этим «Победа» своим будущим пассажирам и пригрозила. По предварительной оценке представителей авиакомпании, её легендарный базовый тариф в 999 рублей из-за бесплатного провоза дамских сумочек удвоится, а средняя цена билета вырастет примерно на треть, с нынешних 3000 рублей до 4000. Таковы суровые законы бизнеса, рассказывают нам в авиакомпании, которая на доплатах за разные виды багажа сегодня получает до 30% своей общей выручки. Кстати сказать, в начале месяца эти же «суровые законы» уже заставили перевозчика увеличить на 1300 рублей плату за каждый пакет из duty free в ручной клади, безо всякой связи с дамскими сумочками и решениями арбитражных судов. Пронести пластиковый пакет из duty free на борт «Победы» стоит теперь 35 евро или 2000 рублей - вместо 700 рублей в июне. Зачем поднимать цену на треть, если можно сразу втрое, это ж лоукостер как никак…
Я уже не раз писал здесь о том, что
к «законам бизнеса» правила перевозок лоукостера «Победа» не имеют даже самого отдалённого отношения. Во вчерашних «Ведомостях» про это можно прочитать прекрасный разбор, под предельно доходчивым названием «
Почему «Победа» не настоящий лоукостер». Вкратце суть сводится к тому, что практики этого перевозчика основаны на решительном отрицании самой бизнес-модели дешёвых перевозок. Низкая цена билетов в этом сегменте обеспечивается двумя приёмами: с одной стороны, экономией на всей логистике, с другой - широким ассортиментом дополнительных платных услуг, позволяющих поднять выручку с каждого рейса. В
корпоративном отчёте EasyJet об успехах за 2015 финансовый год читаем, что рост прибыли (на 18,1%) и дивидендов (на 21,6%) почти наполовину обеспечен экономией 46 миллионов фунтов на операционных издержках. А «Победа» отказывается от экономии на логистике ради тех злосчастных сборов за багаж, которых ей не получить при электронной регистрации пассажиров на рейс. Поэтому она вынуждена держать в каждом зале вылета по три стойки регистрации с живыми сотрудниками. Из-за этих же фокусов с правилами «Победа» вынуждает пассажиров сдавать в багаж те предметы, которые у любого другого перевозчика путешествуют в салоне. То есть там, где EasyJet и RyanAir экономят время, своё и пассажиров, приучая брать в дорогу поменьше вещей, «Победа», наоборот, стопорит процессы регистрации, посадки на рейс и вылета, вынуждая людей отправлять багажом сумки и полупустые чемоданы…
Что же касается дополнительных платных услуг, из которых все лоукостеры в мире субсидируют низкую цену своих билетов, «Победа» этим источником дохода вообще не интересуется. На её борту ни за какие деньги не получить ни чая, ни минералки, не говоря уже о товарах беспошлинной торговли или брендированной сувенирке. Вместо борьбы за повышение собственной выручки - одна забота о неудобстве пассажиров. Вместо стимулирования платёжеспособного спроса на дополнительные бонусы (принесшие в прошлом году EasyJet 60 миллионов фунтов дополнительной выручки к предыдущему периоду) - неуклюжие попытки под любым предлогом штрафовать пассажиров за вещи, которые у всех остальных авиакомпаний бесплатны.
В общем, история с авиакомпанией «Победа» оказалась ещё более запущенной, чем я предполагал изначально. Дело там не только в унижении пассажиров и выколачивании бабла. А ещё и в том, что руководство этой компании, в силу не слишком понятных мне причин, полностью освобождено вообще от любых соображений бизнес-логики, рентабельности и здравого смысла. Считать деньги они не умеют и не хотят. Не приучены думать о пользе, выгоде и репутации. А про ту омерзительную, скандальную историю, с которой началась последняя полоса медийных злоключений «Победы», её представители сделали вчера совершенно гениальное заявление. Оказывается, та «нарушительница общественного порядка», которую вместе с мужем и грудным ребёнком сдали во «Внуково» полиции по прилёте из Милана, имела полное законное право занять свободные места. Выясняется, что по правилам перевозок «Победы» россиянку с грудным ребёнком обязаны были посадить вместе с мужем, и даже не брать за это дополнительных денег.
В авиакомпании заявили, что на рейсах "Победы" ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, -
передаёт Интерфакс. То есть официально признано, что все участвовавшие в этой гнусной расправе над молодой русско-итальянской семьёй сотрудники «Победы» - и колл-центр, и сотрудница на стойке регистрации, и стюардесса, и КВС - отказываясь посадить семью с трёхмесячным младенцем вместе на свободные места, нарушали собственные же внутренние правила компании.
Признание, конечно, похвальное, и лучше поздно, чем никогда. Но до этого официальные представители «Победы» две недели кряду нам талдычили, что просьба пассажиров посадить их вместе нарушала все мыслимые и немыслимые законы и правила безопасности. В
официальном комментарии «Победы» от 08.07.2016 вспоминают и про необходимость платить за допуслуги, и про договор перевозки, и даже про интересы «страхования на время полёта». А вчера те же самые люди вдруг официально признают, что причиной конфликта стало грубое, повторное и ничем не мотивированное нарушение действующих правил перевозки детей до 12 лет на борту «Победы» их же сотрудниками. Честно говоря, я не могу знать, когда именно они больше врали - 8 июля, вчера, или оба раза одинаково. Меня эта ситуация с опровержением опровержения умиляет больше как бизнес-кейс. Люди, оказавшиеся на гребне медиа-скандала, ухитряются сделать сразу два взаимоисключающих публичных заявления, каждое из которых внушает серьёзные сомнения в лояльности сервиса к пассажирам - а вместе два этих наброса создают впечатление полного неадеквата и невменоза. Я, честно говоря, не доверил бы людям, у которых такая беда с принятием решений, даже управление детским трёхколёсным велосипедом. Не говоря уже об авиакомпании.