В экономике всё не так уж и страшно

Jan 28, 2016 09:47

Был вчера на отличном вечере из цикла «Модель мира», заслушал три интереснейших доклада о возможной судьбе рубля и российской экономики при разных сценариях динамики нефтяных цен. Выступали глава отдела валютных операций Металлинвестбанка Сергей Романчук, глава ЦЭФИР Наталья Волчкова и директор программы «Экономическая политика» в Центре Карнеги Андрей Мовчан.


Высказаны были разные прогнозы, предположения, оценки эффективности различных экономических мер противодействия кризису. Отмечу те позиции, в которых все три экономиста сошлись во мнении.

Все они считают, что нам не стоит ожидать скорого запуска печатного станка и раскручивания маховика инфляции для компенсации упавших доходов бюджета. Гораздо больше похоже на то, что с сокращением доходных статей казна будет бороться секвестрированием, то есть снижением статей расходных. Из примеров уже объявленного - индексация пенсий на 4%. Один из выступающих выразил даже веру в возможность сокращения военных расходов.

Также все уверены, что запасов, накопленных в «тучные годы», правительству РФ должно хватить на пару лет, чтобы избежать серьёзного коллапса экономики. Хотя отношение к наличию этой «заначки» у экспертов оказалось различным: Волчкова оценила её как позитивный фактор, помогающий избежать тяжёлых последствий для экономики, а Мовчан, наоборот, сказал, что если б этих запасов в казне не оказалось, власти были бы вынуждены всерьёз заняться оздоровлением, а подушка, наоборот, позволяет эти заботы отложить, и сохранять неэффективные модели управления, покуда не закончатся накопления. При этом, отметил он, если в ближайшие 4 года Россия будет тупо проедать свой запас, то при этом в бюджете не будет денег на все те процессы модернизации экономики, которые развитые страны продолжат вкладывать. То есть по результатам периода «проедания накопленного» технологическое отставание России от развитых стран увеличится ровно на те самые 4 года, в которые они вкладывали в будущее, а мы - нет.

Волчкова отметила, что 10 лет назад у Минфина существовала возможность пополнять Стабфонд и при цене нефти в 22 доллара за баррель. Просто с тех пор неимоверно вырос и распух бюджет, расходные статьи которого учитывают аппетиты самых разных групп интересантов.

Мовчан заметил, что самым проблемным на сегодняшний день сектором российской экономики являются банки. На протяжении 5 лет до нынешнего кризиса Центробанк играл с ними в игру «Обмани меня, если сможешь» - закрывая глаза на довольно очевидные несуразности в их балансах и кредитных портфелях. Все те переоценённые залоги, которые сейчас «неожиданно» вскрываются в портфелях разных банков, были знакомы регулятору и 5 лет назад, явление это уже тогда носило не эпизодический, а совершенно системный характер. Практика прокачки кредитных денег в интересах различных финансово-промышленных групп под сомнительные залоги для многих банков в РФ служила просто профильным бизнесом. На сегодняшний день никто просто не знает, какая часть совокупных банковских активов приходится на «плохие кредиты» - и эта ситуация, связанная с отсутствием должного контроля в прежние годы, чревата цепной реакцией обрушения банков.

В общем и целом можно сказать, что экономисты, оценивающие текущее состояние российской экономики по своим параметрам, нарисовали картину куда более благостную, чем та, которая вырисовывается из заголовков ленты экономических новостей.

Однако же, когда мы из коворкинга на Страстном бульваре, где проходило событие, отправились в сторону Пушкинской площади с мыслью поужинать, то обнаружили, что от бурной ночной жизни, ресторанной и барной, которая тут в последние 20 лет кипела заполночь, не осталось даже воспоминаний. Половина привычных заведений позакрывалась вовсе, другая либо исключила кухню из меню, либо приучилась запирать двери на ночь. «Последнего посетителя» то ли устали ждать, то ли он и сам уже не приходит... Похоже, московскому общепиту и его завсегдатаям из Стабфонда ничего не перепало.

еда, экономика, кризис, нефть

Up