Про «
Образовач» я тут не раз уже рассказывал.
Про
научный ресурс N+1 вы и без меня всё знаете.
Пришло время рассказать про ещё один отличный образовательный проект, к строительству которого мои друзья и партнёры из «
Мохнатого сыра» приложили руку.
«
Курилка Гутенберга» изначально затевалась как неформальный клуб любителей научно-популярной литературы. Участники клуба время от времени собирались в Москве (сперва - на частных квартирах, затем в помещениях клубов и книжных магазинов), чтобы пересказать друг другу содержание прочитанных книг по научной тематике. Тусовка носила полузакрытый характер - отчасти, из-за отсутствия сколько-нибудь серьёзных организационных ресурсов, а отчасти - из-за того, что организаторы клуба и сами не понимали, кому, кроме них самих, такой формат общения может быть интересен. Число подписчиков «Курилки» в соцсетях более или менее отражало общее количество участников офлайновых сборищ.
Роман Переборщиков, возглавивший проект в июле 2014 года, задумался о смене формата с «квартирников» на полноценный лекторий, с привлечением реальных учёных в качестве лекторов. Вопрос с помещениями, как он вскоре выяснил, решать было довольно легко: принять на своей базе такой необычный лекторий соглашались и научные, и культурные, и коммерческие предприятия, в диапазоне от Исторического музея до Яндекса. Вопрос о медийной поддержке тоже решился быстро и счастливо: новым просветительским проектом заинтересовались создатели «Образовача», которые вообще любят всё про науку. В ту пору у сообщества не было ещё нынешних 306.800 подписчиков, но и тех ста тысяч, которые оно набрало в первые месяцы после запуска, хватило «Курилке Гутенберга» (она же теперь - «Лекторий Образовача»), чтобы прощупать почву и обнаружить, что интерес широкой публики к подобным проектам довольно велик, и Москвою этот интерес ничуть не ограничен. За прошедший год «Курилка» провела по всей стране (в том числе - в Питере, Казани, Ростове-на-Дону, Калуге, Омске, Астрахани, Владивостоке, Кургане, Уфе, Новосибирске, Томске, Краснодаре и Челябинске) больше 100 лекционных мероприятий. Слушать лекторов пришло в общей сложности около 14.000 человек. В разных городах страны партнёрами проекта становятся вузы, музеи, библиотеки, клубы, ИТ-компании.
Полноценный видеоканал в YouTube (монтажом для которого занимаются 10 добровольцев) выкладывает лекции, прозвучавшие в «Курилке Гутенберга», снабжая их субтитрами.
А самое поразительное в этой истории - что за всё время своего существования проект ни разу не заморочился не то чтобы пресловутой «монетизацией» своих успехов, но и вообще какой бы то ни было финансовой моделью. У него нет ни доходных статей, ни официальных спонсоров, ни тайных меценатов, ни господдержки, ни грантов. Вход на все лекции - бесплатный, краудфандинг тоже не ведётся. Правда, один раз, когда «Лекторий Образовача» стал партнёром фестиваля «Просветитель» и организовывал 30 лекций в 8 российских городах, он получил от ныне покойного фонда «Династия» 60.000 рублей на организационные расходы. Но в общем и целом «Курилка» держится на краудсорсинге, на усилиях волонтёров, которым просто нравится участвовать в организации этих мероприятий. А на жизнь они себе зарабатывают в других местах.
Это произошло не потому, что создатели проекта заражены коммунистическими идеями и ненавидят деньги. Просто естественным образом сложилось сообщество энтузиастов, замотивированных не подработкой, выручкой или прибылью, а желанием сделать интересный и осмысленный проект. Превращать его в коммерцию создатели «Лектория/Курилки» не планируют. Но на прямой вопрос про краудфандинг (как естественный, на мой взгляд, способ поддержки и развития такого проекта) Роман Переборщиков ответил, что в следующем году, возможно, придётся собрать деньги на организацию профессиональной видеосъёмки лекций. Потому что обидно терять хороший материал из-за любительского качества видеозаписей... Когда до этого дойдут руки - непременно тут анонсирую сбор.
Большой репортаж о работе «Лектория/Курилки», об истории, форматах и планах развития этого замечательного проекта -
читайте сегодня на NewToNew.