Зачем на Украине кошмарят ИТ-бизнес?

Nov 27, 2015 13:57

Печерский райсуд Киева разрешил городской прокуратуре осуществить временный доступ к «вещам и документам» в офисах компании Facebook в Лондоне, Великобритания, и Менло Парке, Калифорния, в рамках проводимого на Украине уголовного расследования по делу об убийстве журналиста Олеся Бузины. Речь идёт о доступе к удалённому аккаунту некоего Андрея Медведько, подозреваемого в причастности к этому убийству.


Если затребованные «вещи и документы» не будут своевременно предоставлены, районный судья Роман Новак обещает выдать украинским силовикам ордер на обыски в указанных офисах американской компании. Отдельно сообщается, что обжалованию решение не подлежит.

Само по себе истребование данных пользователей у интернет-компаний в рамках уголовных расследований не является сколько-нибудь примечательным случаем. Но угрожать лондонским и калифорнийским юрлицам обыском с санкции киевского райсуда - такое даже басманным коллегам судьи Новака в голову пока не приходило.

Впрочем, решение районного судьи удачно вписалось в локальные тренды. На Украине в последнее время обыски в офисах ИТ-компаний (популярные у силовиков в эпоху Януковича) снова сделались модной темой. Одна налоговая с начала 2015 года провела 17 плановых и 170 внеплановых проверок ИТ-компаний. По трафаретным обвинениям (в нарушении трудового законодательства и использовании нелицензионного ПО) в офисах и серверных центрах производится изъятие техники, которое парализует работу айтишников. При этом процессуальные кодексы самой Украины предусматривают в таких расследованиях не выемку и изъятие, а временный доступ к интересующим следствие бумагам - в частности, трудовым контрактам работников и учредительным документам компаний. Для следствия по налоговым претензиям вообще предусмотрена процедура электронного доступа к отчётности компаний. Представители ИТ-отрасли, чиновники Администрации президента, глава Минэкономики по поводу этих наездов дружно воют белугой, твердя о том, что каждый такой рейд обходится национальной экономике в 5-10 млн долларов упущенных иностранных инвестиций в ИТ, не считая прямых убытков компаниям.


Но беда в том, что силовикам не до инвестклимата в отрасли. Им нужно ведь как-то кормиться. Придуманный ещё при Януковиче патент - остановить на пару дней работу 200-400 программистов, а потом «по договорённости» вернуть их нанимателю сервера - даёт неизменно превосходный финансовый результат. Основной источник доходов украинских ИТ-компаний - аутсорс по заказам иностранных клиентов, которым они не хотят рассказывать, что у них в офисе местные милиционеры устроили обыск, погром и выемку серверов. После таких новостей клиент может вовсе отказаться с Украиной работать. (Ещё во времена Януковича мне киевские айтишники объясняли, что из-за страновых рисков наиболее успешные украинские ИТ-проекты скрывают на международном рынке своё происхождение). Поэтому терпилам проще заплатить выкуп за свои сервера, чем искать защиты у судей вроде Новака.

Интересно, в какую сумму обойдётся украинскому инвестклимату угроза Печорского райсуда санкционировать маски-шоу в лондонском и калифорнийском офисах Фейсбука?

наезд, украина, Интернет

Up