Арсен Ревазов: портрет друга-трудоголика

Oct 15, 2015 14:01

У моего друга Арсена Ревазова вчера открылась персональная фотовыставка в галерее «Триумф» на Ильинке.
Выставка называется 4D, там представлено 27 работ, выполненных с помощью очень сложной и олдскульной фотографической техники: снимки разных мест Италии сделаны аппаратом Alpa SWA с объективами Schneider Super Angulon 5,6/38 mm, Super-Angulon XL 65,6/58 mm и Apo-Helvetar 5,6/120 mm на негативные инфракрасные пленки Efke IR 820 и Rollei Infrared формата 120 мм, напечатаны на классической фотобумаге и оформлены по технологии Triasec. Описывать результат не возьмусь, его надо видеть.


Самое удивительное, что всю эту муторную и громоздкую фототехнику Арсен использует не для прикола, и не от персональной склонности к непростым решениям, а из вполне обдуманного и осмысленного стремления увидеть и показать мир таким, каким его нельзя увидать ни простым человеческим глазом, ни через объектив обычной зеркалки. Поместить смотрящего в то «четвёртое измерение», из которого, возможно, смотрит на мир Господь Бог. Отсюда и название выставки - 4D.


Пользуясь случаем, расскажу про Арсена, поскольку пример его весьма поучителен для окружающих. Арсен, как и некоторые другие мои друзья, наделён одним счастливым свойством. У него получается решительно всё, за что он в этой жизни берётся. Причём совершенно без разницы, работа это, хобби, или биография. Достаточно ему захотеть - и он может в любом возрасте выучить незнакомый прежде язык, живой или мёртвый, написать роман, создать самый успешный бизнес в сфере, о которой до этого ничего не знал, выучиться игре на фортепиано, потом поехать в Венецию и стать там мореплавателем и галеристом. Фотография - одно из таких увлечений, которое некогда крепко его вштырило, и в считанные годы он сумел на этом поприще добиться не менее впечатляющих результатов, чем во всех иных делах, за которые брался.

При этом интересно отметить, что про Арсена никогда не повернётся язык сказать, что ему повезло, или что все эти успехи легко ему даются (как, например, про меня: я принципиально не берусь за решение задач, кажущихся мне сложными - от того и не иду, например, в политику, и давно забросил любые занятия менеджментом). Глядя на Арсена, ушедшего с головой в какое-нибудь новое дело, будь то роман, фотография или его венецианская галерея на Frezzeria, не скажешь, что удача сама идёт к нему в руки. Чтобы добиться результата, он впахивает так, что любому стороннему наблюдателю хочется тут же ему сказать: забей, расслабься, отдохни, от работы кони дохнут. К успеху в любом предприятии Арсен движется терпеливо, методично, годами, не только набивая себе в процессе шишки, но и стоически вынося насмешки друзей, которым каждое его новое предприятие предсказуемо кажется безумным. Вы себе не представляете, сколько лет он сочинял свой первый роман, и сколько редакций разных его глав довелось прочитать друзьям, с каждым годом всё сильней сомневавшимся, что эти фрагменты когда-нибудь в итоге сложатся в полноценную книгу. Но сегодня и этот рекорд побит: если «Одиночество-12» сочинялось лет пять, то продолжение пишется уже 10. В процессе Арсен освоил кучу авторского софта, подсадил на него друзей (например, этот пост я пишу в программе WriteRoom, у Арсена утыренной), а потом освоил пишущую машинку, как самый надёжный distraction-free писательский инструмент. При том, что distraction, в представлении Арсена - это только электронная почта, никакими мессенджерами он не пользуется принципиально, и ни в каких Фейсбуках не зависает: ему это просто не интересно. Однако ж и от соблазнов электронной почты Арсен почёл за лучшее отгородиться «ундервудом».

Помнится, когда «Одиночество-12» только вышло, афишный книжный критик Лев Данилкин (сам по себе неслабый беллетрист - жаль, не практикующий) написал занятную рецензию, колом забив мне в голову один прекрасный образ:

Арсен Ревазов настоящий, с лицензией на убийство, охотник на овец, и в следующем романе он наверняка притащит на плечах еще одну овцу, а то и барана, корову или даже королевского пингвина, - написал Данилкин. При этом он, наверное, не был даже знаком с рецензируемым автором. Но образ феерически точный. Данилкин даже не мог знать, как Арсен в 2004 году насмешил всё Северное Гоа, спустившись после новогодних праздников с Гималаев с пятью фотомоделями и 120-литровым рюкзаком, набитым винтажной фототехникой. Но почему-то Данилкин вообразил рецензируемого литературного дебютанта именно таким - упёртым сосредоточенным мужиком, волокущим на плечах целого барана или даже корову. И это очень точный образ, даже если он не подсмотрен в жизни, а просто приснился рецензенту.

жизнь, фото

Up