Обещал давеча рассказать про лондонский автобус. Исполняю. Но сначала - про Friday night.
Формально гимном Великобритании является
God Save The Queen.
Но по факту куда более точным отражением духа и нравов свободолюбивой британской нации является бессмертный хит Семёна Слепакова «
Каждую пятницу я в говно» (точней, его припев).
Пятница - это день, когда взрослая (лет от 14) часть коренного населения Соединённого Королевства в почти полном составе назюзюкивается до полной потери сознания, причём делает это не по месту жительства, как большинство небогатых россиян, а непременно в общественных местах. Название первого из них - паб - собственно и является сокращением от public [house], не в русском смысле «публичного дома», а в смысле его противоположности private - места, где ограниченная группа лиц может нажраться за закрытыми дверьми, без посторонних. Кстати, любой паб может объявить себя private, просто заперев двери, и эта практика широко распространена в час, когда карета превращается в тыкву, и у заведения заканчивается дозволенное время публичной торговли спиртным. Продолжение банкета провозглашается закрытой частной вечеринкой, на которой время распития лицензиями не регулируется. Вход с улицы прекращается, наливают только тем, кто успел войти до закрытия дверей. Зато иногда разрешают курить внутри, хоть это уже нарушает законодательство.
Пабом, однако, вечер пятницы у британцев только начинается. За ним следует второе, третье, пятое заведение сходного профиля - но очень важной частью веселья служит публичная демонстрация степени собственной нажратости при переходе из каждой точки в следующую. Причём тут нет места никакой дешёвой показухе. Каким бы утрированным и карикатурным публичное скотство британцев в ночь с пятницы на субботу ни показалось приезжему, там всё совершенно настоящее: и блёв на тротуар, и мордобой, и самостоятельное разбивание лица при падении на мостовые, и порванная одежда, и непременное битьё стекла, и эпические горы уличного мусора, оставляемые за собой участниками праздника. Поскольку Великобритания - пионер по части женского равноправия, то леди в этом вопросе не отстают от джентльменов. Они точно так же безобразно нажираются, падают на мостовую, дерутся, кричат, рвут на себе одежду, блюют на улицах и бьют бутылки/кружки о тротуар.
Полиция по поводу этих славных традиций не проявляет ни малейшего беспокойства, и без приглашения администрации пабов в ход вещей не вмешивается. Даже если её и вызовут - приезжает больше чтобы разнять дерущихся, или вразумить кого-нибудь вконец опыревшего, чем чтобы кого-то забрать и привлечь к ответственности за нарушение общественного порядка. Поскольку описанные мною события пятничного вечера не являются никаким нарушением. Они, собственно говоря, и составляют давно и не нами заведенный общественный порядок в Соединённом Королевстве. Да и какому полицейскому наряду в Лондоне охота сажать на кожаные сидения своего BMW горожанина, успешно выполнившего свою пятничную норму?!
Это было лирическое отступление про Friday night, а теперь обещанная история про автобус.
В минувшую пятницу (то есть буквально в последний Friday night) в лондонском «Жан Жаке» прошла интереснейшая публичная встреча в формате ужина с участием Бориса Акунина и Владимира Ашуркова. Обсуждались, как водится, судьбы России: Акунин поделился некими важными выводами про Ивана III из последнего, ещё не опубликованного тома своей «Истории», Ашурков рассказал о деятельности ФБК, причинах неудачи в Костроме и планах на будущее. В другой раз, надеюсь, отпишусь об этом событии подробней, потому что было ужасно интересно. Но потом пришло время расходиться по домам, и понял я, что метро уже не ходит. А остановился я, по своему обыкновению, достаточно далеко от Soho, даже на другом берегу. Можно, конечно, всегда добраться туда на GetTaxi, даже по заранее зафиксированной разумной цене, но для меня очень большой кайф в Европе - повсюду ездить общественным транспортом, что за пределами РФ не является пыткой и не считается унизительным ни для кого. Ночью в Лондоне этот транспорт называется «автобус» и имеет два этажа. Так что я нашёл остановку, дождался 14-го ночного, и занял козырную обзорную позицию на его верхнем этаже. В планы мои входило покормить местную сим-карту, так что я набрал короткий номер, и попытался следовать голосовым указаниям системы.
Сделать это мне не удалось, потому что на следующей же остановке на мой этаж вломилось человек 40 местной молодёжи, только что вывалившейся из паба, где они справляли чей-то день рождения. Столичная молодёжь была в говно и требовала продолжения банкета. Поэтому для начала она хором исполнила Happy birthday to you, раз примерно восемь, на предельном уровне громкости. Естественно, я скоро забил на любые попытки следовать голосовым указаниям системы: они мне стали просто не слышны за рёвом празднующих островитян.
Потом и кому-то из участников попойки надоело петь Happy birthday, и он вдруг в сольном порядке запел:
- In the town, where I was born...
Его подхватили достаточно нестройным хором.
Текста Yellow Submarine до конца, очевидно, никто не знал, так что хор быстро заглох.
Но не успел я вытащить мобильник, чтобы возобновить попытки оплаты трёх гигабайт, как грянула любимая песня моего сына We Will Rock You. iPhone 6+ безропотно утонул в моём кармане.
Я всё ещё не мог им простить, что они не дали мне оплатить Интернет.
Но уже понимал, что следом споют We Are The Champions (две этих песни положено исполнять подряд, этой славной традиции без малого 40 лет).
Весь автобус спел песню хором, не переврав ни одного слова.
Я пожалел, что в «Жан Жаке» не позволил себе как следует накатить.
Потому что это тоже любимая песня моего сына, и по пьяни я б им засолировал.
Но на трезвую голову зоопарк меня по-прежнему раздражал.
И тут вдруг кому-то пришла в голову «Богемская рапсодия».
Наверное, худшая в мире композиция для исполнения на верхнем этаже дизельного автобуса.
Хотите верьте, хотите нет - они её исполнили целиком.
От первой до последней строчки, и даже с заключительным инструментальным фейдом.
Включая все сложные пассажи, типа Galileo Figaro Magnifico-о-о-о...
Не буду врать, что кто-нибудь по ходу случайно попал в ноты.
Но текст они опять знали целиком.
И это была уже середина поездки, так что половина участников попойки успела к тому моменту на своих остановках сойти, но их место заняли новые пассажиры, мужчины и женщины, выпавшие в ночь из других пабов, и они тоже знали слова.
И тоже подпевали.
Это уже был не тот день рождения, который помешал мне общаться с автоответчиком Lebara. Это были совершенно случайные (хоть и в той же степени пьяные) люди, но так же жаждущие праздника и готовые петь на весь автобус.
А потом, в районе Фулхэма, в автобусе наступила совершенно неожиданная и страшно неуютная тишина.
И я в ней с недоверием услышал свой собственный голос, выводящий:
- I'm in love with my car...
И весь автобус подпевал уже мне.
Пришлось даже проехать лишнюю остановку.