За неделю, прошедшую с момента
отставки последнего химкинского мэра Олега Шахова, о предъявленных ему обвинениях, подозрениях и возможных новых расследованиях не отписался только ленивый. Например, я. Исправляю оплошность, благо дело и в самом деле примечательное.
Официально Шахову, избранному на пост главы Химок в 2012 году, на сегодняшний день инкриминируется лишь дело о мошенничестве и превышении полномочий в бытность его руководителем госкомпании «Дороги России» 6 лет назад.
Это обвинение было ему предъявлено Следственным комитетом по статьям 159 и 286 УК РФ, после чего Шахов и подал в отставку. Тогда же «Единая Россия»
объявила о приостановлении членства мэра Химок в своих рядах.
Фабула обвинения несложная: в годы директорства Шахова ФГУ «Дороги России» заключило с коммерческим подрядчиком контракт о выполнении работ в районе Химкинского лесопарка, на сумму в полмиллиарда рублей, и перечислило аванс в 21 миллион. Контракт в итоге даже не начал исполняться, потому что на выполнение предусмотренных в нём работ не существовало разрешительной документации. Так что аванс в 21 миллион оказался единственным финансовым результатом сделки. Впоследствии, уже после ухода Шахова из ФГУ, платёж был оспорен в арбитражном суде. В СКР уверены, что весь тендер специально для того и был затеян, чтобы освоить задаток в счёт заранее неисполнимых обязательств.
Гораздо больше интереса у СМИ, пишущих об этой истории, вызывают другие подозрения в адрес Шахова, связанные с его работой на посту мэра Химок. Речь идёт о выдаче нескольких разрешений на высотное (до 32 этажей) строительство возле ТЦ ИКЕА, Новолужинского кладбища и микрорайона «Новогорск», в интересах ряда девелоперов (ЗАО «Компания Экострой», ООО «Эталон», ООО «Центр Девелопмент»). Впрочем,
планы застройки этих зон были отменены городскими властями в августе 2013... Также утверждается, что контроль за землями в «Новогорске» в 2013 году получило ОАО «Капитал А», афилиированное с Шаховым. Эти подозрения основываются на свидетельских показаниях трёх бывших подчинённых химкинского мэра, которыми
следствие делится с прессой, но дел по всем этим эпизодам пока не возбуждено. Олег Кашин обращает внимание на это обстоятельство в своей заметке «
Что-то случилось в Химках».
Опыт других громких коррупционных дел с участием единоросской номенклатуры за последнее десятилетие подсказывает, что между дальнейшим развитием этой истории и серьёзностью предъявленных Шахову обвинений нет и не может быть никакой логической связи. На всех уровнях - от малоизвестного
орловского вице-губернатора Кочуева до министра обороны Сердюкова - не раз случалось нам видеть, как самые громкие, и до мелочей обсуждённые в прессе коррупционные дела таяли вдруг, как струйка дыма в сияньи дня из известного романса. Даже, смешно сказать, осадочка не оставалось (хотя ложечки так никогда и не нашлись). Как верно замечает Кашин, достоверно мы можем знать лишь одно: Шахову больше не избраться химкинским мэром, потому что в Химках больше не будут выбирать мэра (а будут назначать сити-менеджера). А все остальные подробности этого коррупционного скандала, скорее всего, останутся той самой сакральной тайной власти, которую классик велел свято блюсти.