В среду 14 мая текущего года мы с Лёвой (моим любимым первенцем) не смогли улететь из Тель-Авива в Москву рейсом «Аэрофлота» SU503, потому что наши места в самолёте оказались проданы другим людям, пришедшим на регистрацию раньше нас. Об этом нас уведомила представительница «Аэрофлота» на стойке регистрации, сказав буквально: на рейсе мест больше нет. Хотя мы были на тот рейс вроде как зарегистрированы. В итоге мы вынуждены были за свой счёт купить билеты бизнес-класса на следующий рейс «Аэрофлота» (мест в экономе якобы не было - хотя на практике их было не меньше 30). Но я знал, что отомщу. И вот, я мщу.
С завтрашнего дня апостольские боты и блогошлюхи на контракте у агентства «Михайлов и партнёры» (выигравшего через подставную контору
восьмизначные тендеры «Аэрофлота» на заказуху в Сети) начнут вам рассказывать, что
овербукинг - а именно так называется эта практика продажи одних и тех же кресел на борту нескольким пассажирам - является нормой жизни во всём цивилизованном мире, и кто не успел - тот опоздал, и сам дурак.
В чём-то высокооплачиваемые пиарщики «Аэрофлота» будут, конечно, правы. Действительно, в Европе этот самый овербукинг вполне легален. То есть там действуют некие законы, чётко регулирующие как допустимый уровень рисков для путешественника, так и размер компенсаций со стороны авиакомпании в пользу тех пассажиров, которым не хватило места на борту воздушного судна при наличии купленного билета. Речь тут идёт не о картонной коробке с несвежими бутербродами, которыми угощает в таких случаях «Аэрофлот», а о билетах на другой рейс той же компании, плюс компенсация наличными, размер которой в сотнях евро зависит от количества потерянных пассажиром по вине авиакомпании часов.
В России на сегодняшний день овербукинг является уголовным преступлением. По действующим сегодня в РФ законам авиакомпания, продав билет, берёт на себя безотзывное обязательство обеспечить перевозку указанным рейсом. Если обязательство не выполнено, Генеральная прокуратура РФ трактует поведение авиакомпании как банальную уголовщину, мошенничество. А как ещё трактовать продажу двух билетов на одно кресло?!
Естественно,
«Аэрофлот» лоббирует поправки в законодательство, которые бы сделали овербукинг легальной практикой. Но до сих пор это сделать не получилось. Овербукинг продолжает оставаться уголовщиной.
Что же делает «Аэрофлот» в такой ситуации? Идёт на уголовщину.
Помните рейс «Аэрофлота» из Благовещенска,
который был отменён из-за пьянства пилота? Там никто никаких компенсаций не получил, потому что трезвого пилота прислали за 11 часов, а компенсации положены с 12го часа. Но там на борту было
6 человек, не сумевших вылететь накануне, как раз из-за овербукинга. Их места были проданы дважды, их не пустили в самолёт до Москвы, им поменяли билеты на завтра…
а завтра был пьяный пилот. И вдогонку к тем суткам, что они ждали нового рейса из-за овербукинга, они подождали ещё 11 часов из-за пьянства пилота. А «Аэрофлот» торжественно объявил, что никаких компенсаций им не положено.
При всём хорошем отношении и к «Аэрофлоту», и к европейской практике, мне кажется, что уровень уголовщины тут зашкаливает.
Я жду от компании «Аэрофлот» полторы тысячи долларов за наши с Лёвой билеты в бизнес-класс (которые нам обязаны были предоставить бесплатно, но мне пришлось заплатить полную стоимость под предлогом, что мы опоздали на рейс), публичных извинений и признания того, что уголовные методы общения с пассажирами впредь неуместны. Продали наши с Лёвой места посторонним людям - извольте нам с Лёвой бизнес-класс за ваш счёт, и налом компенсацию отдельно. Жаба душит - сорри, но адвокат обойдётся вам дороже, потому что я очень зол.
Если я не дождусь компенсаций от «Аэрофлота» к понедельнику, то обращусь в Генеральную прокуратуру.
Там любят расследовать овербукинг.
Спасибо за внимание. Мало вам не покажется.