В начале нынешней недели совершенно случайно стало известно о принятом в феврале в Хабаровске
судебном решении, на основании которого
на всей территории России подлежат запрету и блокировке за «экстремизм» сайты Яндекса, «Кинопоиска» и Википедии. Постановление Центрального райсуда, вынесенное 5 февраля, не было никем обжаловано, потому что ни на какой стадии процесса оно не было доведено ни до одного из тех «правонарушителей», чья деятельность в нём оценивалась как экстремистская. Так что если б не счастливая случайность, по которой 4 марта об этом решении случайно узнали в русской «Википедии» из анонимного письма «Ростелекома», оно тупо вступило бы в законную силу 11 марта, спустя месяц после
окончательного оформления.
Между тем, «экстремистских» материалов, за которые судья Ирина Романова распорядилась оставить Россию без «Яндекса», «Википедии» и «Кинопоиска», просто не существует в природе. И не потому, что они были кем-то когда-то откуда-то удалены. Их там изначально не было. Судя по материалам дела, ни зампрокурора Демидова, направившая в райсуд иск к «Ростелекому» о блокировке «Яндекса» с «Википедией», ни рассматривавшая этот иск судья Романова, не имеют об Интернете, российском и мировом, даже самого отдалённого представления. Никакие эксперты к рассмотрению дела не привлекались. Невнятная представительница «Ростелекома», принимавшая участие в судилище в статусе как бы ответчика, оказалась не более компетентна, чем судья и прокурорша, и ни одного возражения по существу иска не выдвинула:
Представитель ответчика по доверенности Некрасова С.А. в судебном заседании показала, что ОАО «Ростелеком» ограничивает доступ к вышеуказанным сайтам. В случае, если доступ к ним не ограничен, требования будут исполнены, - передаёт её позицию окончательная форма судебного решения.
На сегодняшний день не существует ни одного юридического препятствия к тому, чтобы решение судьи Романовой с 11 марта вступило в законную силу на всей территории Российской Федерации. Этого можно избежать лишь в том случае, если в ближайшие несколько минут (до начала выходных и праздников по времени Хабаровска) в вышестоящей инстанции зарегистрируют жалобу на решение судьи Романовой. По состоянию на 11:10мск 7 марта, никаких сведений об этом в открытых источниках нет. Как нет и понимания, от кого там могут быть жалобы.
Утром во вторник аноним из «Ростелекома» сообщал в письме к руководству русской «Википедии»:
На данный момент у нас нет планов по обжалованию данного решения
Правда, уже на следующий день
пресс-служба «Ростелекома» заявила «Интерфаксу» о намерении компании обжаловать вердикт. Какому из этих двух взаимоисключающих заявлений следует верить, я не могу знать. Если опираться строго на факты, никакой юрист «Ростелекома» не пытался обжаловать решение судьи Романовой на протяжении месяца со дня его вынесения, и не сделал этого по сей день. Возможно, в компании полагают, что заявления «Интерфаксу» будет достаточно. Или они уже подали жалобу, но стесняются об этом сообщить.
Лично мне представляется, что вся надежда сейчас - на юристов «Яндекса». И не только потому, что в главной российской интернет-компании по определению не могут работать такие же ушлёпки, как те, что вели это дело в «Ростелекоме». У «Яндекса» есть и другие весомые причины для экстренных мер - как
сказала бы одна известная жаба, money talks. С начала года, невзирая на блестящие финансовые показатели 2013-го, рост аудитории и прекрасные новости о рекламном партнёрстве с Гуглом, российский интернет-гигант уже потерял 24,7% своей стоимости (в долларовом выражении - порядка $2,95 млрд капитализации), причём на долю политического кризиса пришлось меньше половины этих потерь. Так что из трёх компаний, бизнес которых затрагивает беспрецедентное по масштабам идиотизма решение судьи Романовой, «Яндекс» рискует больше всех остальных («Кинопоиск» с недавних пор является его дочерним проектом).
PS. Я абсолютно не верю, что во всей этой позорной для российского судопроизводства истории существует какой-то федеральный политический заказ и повод для конспирологических камланий. К сожалению, при том градусе идиотизма, которым характеризуется и наше новейшее законодательство в области регулирования Интернета, и практика правоприменения в этой сфере, подобные истории могут и должны случаться сами собой, достаточно регулярно, без указаний Москвы и чьего-то отдельно злого умысла на удушение Интернета в РФ. Применимое законодательство по контролю за публичными высказываниями в России составлено так, что на свете не существует вообще ни одного сайта, большого или маленького, который нельзя было бы заблокировать в федеральном масштабе по решению усть-заблюйского райсуда - за экстремизм или иные мыслепреступления, список и состав которых, по норме 139-ФЗ, вообще ничем и никак не ограничен. Механизмы защиты от дурака в этой системе отсутствуют начисто. Зато деятельных дураков - хоть отбавляй. Начиная с самой мелкой ментовской сошки в усть-заблюйском РУВД, которая чаще всего инициирует потешную борьбу с вымышленным «экстремизмом» в Интернете, и заканчивая гарантом Конституции, который за последнюю пару лет наподписывал чудовищный ворох абсолютно невменяемых, дремучих, позорных и немыслимых для XXI столетия законодательных актов, принятых Думой и СовФедом без намёка на экспертизу и обсуждение по существу.
Update: после 11 часов вечера по хабаровскому времени в блоге Яндекса появилось
сообщение, что решение обжаловано:
Мы отправили жалобу в Хабаровский районный суд и уведомили об этом все заинтересованные стороны - суд, прокуратуру и «Ростелеком». Мы рассчитываем на пересмотр решения.
Осталось надеяться, что жалобу успели зарегистрировать, и что Хабаровский райсуд, куда Яндекс её подавал, главнее Центрального райсуда Хабаровска.