Главный герой
книги Сергея Сергеевича Минаева «Media Sapiens» в апреле 2001 года был уволен из Фонда эффективной политики за то, что подсовывал кремлёвским клиентам для озвучивания тексты речей Йозефа Пауля Геббельса. После выхода книги я как-то спросил Минаева, какова доля вымысла в этом сюжете. Он ответил в том духе, что ни о каком таком реальном скандале с увольнением спичрайтера не знает, но когда слышит по радио и ТВ выступления некоторых наших политиков, то заимствования из классиков нацизма там заметны невооружённым глазом - цитируют подряд, без ссылок, большими блоками. Кто-то же должен был эти куски им подсовывать, правда? Не сами же наши политики немецкое наследие штудировали при работе над своими речами... И в самом деле: штудировать что бы то ни было - это не про них.
Я вспомнил эту историю, услышав недавнее
выступление министра отечественной культуры В.Р. Мединского в Совете Федерации на тему изобразительного искусства:
я тут зашел в Манеж, там еще не кончилась Московская биеннале. Я ходил и думал: почему никто не крикнет: «А король-то голый»? Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпича? Да еще за государственные деньги! Не говоря о том, что это непонятно абсолютному большинству жителей России.
Тут, конечно, первым делом на память приходит Н.С. Хрущёв, которого полвека назад тоже сподвигло
на искусствоведческие экскурсы случайное посещение выставки в Манеже. Но всё образование Никиты Сергеевича ограничивалось партийной работой в сельхозтехникуме и промакадемии - поэтому ему лучше давались рассуждения про пидарасов и говно, чем про "абстрактный кубизм". Так что если по сути речь нынешнего министра культуры и близка к хрущёвским оценкам, по форме совпадений тут мало: всё-таки Владимир Ростиславович у нас МГИМО финишд, и там, где у Хрущёва «пидарасы», он скорее сказал бы «пропагандисты нетрадиционных сексуальных отношений». Если б к слову, конечно, пришлось - а не пришлось. Потому, вероятно, что китайский художник Инь Сючжэнь,
работа которого вызвала такое негодование у госчиновника -
вообще-то женщина.
Но если с Хрущёвым г-н Мединский сходится лишь в общих оценках «дегенеративного искусства» то с главным искусствоведом Третьего Рейха он совпадает не только по художественным вкусам, но и по стилю, и по лексике, и по оргвыводам. Вот как звучало
выступление Адольфа Гитлера на открытии «Большой германской выставки» 19 июля 1937 года:
Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т.п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому, что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана... Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения.
Как видим, весь джентльменский набор претензий к современному искусству перекочевал из Германии 1937 года в Россию 2013-го в целости и сохранности. Всего в четырёх фразах отечественного чиновника переданы все основные тезисы длинной и нудной гитлеровской речи:
- кубизм, абстракционизм и прочие -измы - уродливы и бездарны («корявы»)
- эти художники, на самом деле - обманщики («король-то голый!»)
- это искусство не имеет ничего общего с нашим народом (у Мединского вместо "народа" - политкорректные "жители")
- власть должна положить конец пропаганде этого абстрактно-кубического якобы искусства и защитить от него "народ"
И тут пришло нам время вернуться к вопросу Минаева: откуда у парня нацистская грусть?! Несмотря на все смысловые и текстуальные совпадения между той, давней речью фюрера и нынешним программным выступлением министра в СовФеде, явно тут дело обошлось и без лукавых спичрайтеров, и без штудирования архивов Völkischer Beobachter за 1937 год. Это, увы, ничей не происк, не мистификация и не подстава. А всего лишь иллюстрация известной в разных языках пословицы, которая по-английски звучит как
Great minds think alike, а на русский переводится выражением «
У дураков мысли сходятся».
Потому что ни нацисты, ни единоросы не прилетели к нам с другой планеты. И идеи, которые они озвучивают, объективно существовали в разных человеческих обществах задолго до изобретения национал-социализма и суверенной клептократии. Формы, в которые облекается одна и та же мысль, могут варьировать или совпадать, но не меняется древняя как мир мысль: изобразительное искусство обязано быть реалистическим, а музыкальное - molto cantabile, чтоб можно было хором петь... Это не нацисты придумали, не единоросы, и даже не редакция газета «Правда»,
вступившая в борьбу за "народное искусство" за год до Гитлера. Помните, что говорит ворёнок Промокашка, когда Шарапов пытается сыграть перед паханом
шопеновский этюд фа-минор? На всякий случай, напомню, потому что этот вымышленный
персонаж братьев Вайнеров гораздо точней бесноватого фюрера выражает как эстетическую программу г-на Мединского, так и дальнейшие планы его министерства по борьбе за "близкое к народу" искусство:
Click to view
Братья Вайнеры не рассказали нам, как сложилась судьба Промокашки после ареста банды «Чёрная кошка». Но теперь мы и сами знаем: он нынче служит министром культуры Российской Федерации.