Джобс, Усманов, Кутчер

Jul 30, 2013 17:30

Слухмейкеры яблочного призыва вновь не на шутку возбуждены: близится осень, когда компании предстоит удивить мир анонсом новых продуктов - и, заодно, выкатить из беты пару программных новинок, анонсированных на июньском WWDC. Почти миллиарду владельцев iPhone/iPad/iPod предложат обновить систему до ублюдочной семёрки (iOS 7), хозяев iMac/MacBook станут соблазнять несметными фичами энергосберегающей OS X Maverics, но это всё давно известные планы, хотя счёт обзорам и новостям по поводу двух этих оперативок всё равно пойдёт на десятки тысяч, невзирая на публичную доступность бета-версий.

Тем не менее, главная интрига осени, как она видится и слухмейкерам, и держателям бумаг AAPL - именно железяки, причём не абы какие, а только новые модели iPhone. В 2007 году этот телефон произвёл революцию на мировом рынке смартфонов и, по сути дела, во всём Интернете. Если сегодня больше 70% активных пользователей Фейсбука и Твиттера заходят туда с мобильных устройств, то это не заслуга Дорси с Цукербергом, а прямое следствие революции, произведённой Стивом Джобсом, который дебютировал на рынке телефонных устройств со смартфоном без физической клавиатуры, и уже через год все производители трубок в мире согласились, что так их продукты дальше и должны выглядеть. Даже если кнопочная клавиатура в ту пору оставалась во много раз удобней виртуальной, от неё к концу 2008 года отказались практически все ведущие производители. А кто не отказался (как RIM, например), тот просто пошёл ко дну. Туда им, к сожалению, и дорога.

Триумфальное шествие айфонов по миру длилось больше пяти лет, и закончилось в один день, 19 сентября 2012 года. В этот день, ознаменованный презентацией iPhone 5 в Сан-Франциско, акции AAPL на торгах NASDAQ достигли рекордной отметки в $705, и всякий, кто не успел от них по этой цене избавиться, с тех самых пор жалеет о собственной недальновидности. Потому что уже назавтра началось падение, по ходу которого озолотившие Форреста Гампа бумаги «фруктовой компании» докатились к нынешнему лету до отметки в 385 долларов за единицу, и, по мнению яблоскептиков, дна по-прежнему не видно. Со дня выхода iPhone 5 компания потеряла 36,2% своей стоимости - но, как учит нас пример Nokia, это не предел. Потому что финский гигант, недавно ещё безраздельно доминировавший на мировом телефонном рынке, с презентации первого айфона успел обесцениться почти в 10 раз. Осенью 2007 года за одну акцию NOK давали $39,57, а после вчерашних торгов цена её установилась на уровне $3,97. Не спасла ни былая слава, ни оборот продаж в 39,8 млрд долларов за 2012 год. Так что Эпплу ещё есть, куда падать. Но многим верится, что ему есть и куда расти. А как раз осенняя презентация новых моделей iPhone призвана дать ответ на вопрос, кто тут прав: скептики или оптимисты.

Слухмейкеры обещают, что в сентябре Apple представит не одну модель iPhone, а сразу две. Одна, под названием 5S, не должна сколько-нибудь существенно отличаться от нынешней «пятёрки» - флагманской модели, продажи которой на сегодняшний день можно консервативненько оценить в 100 миллионов штук. Зато вторая модель, которую, по данным китайского яблофорума, обзовут iPhone 5C, действительно тянет на сенсацию. При условии, конечно, что китайский слух подтвердится.

Речь идёт ровно о такой модели, при мысли о которой покойный Джобс извертелся бы в гробу, если б не был по завещанию кремирован. Об айфоне для бедных, с амбицией заполонить все те рынки, которые отец-основатель компании в своё время без боя слил конкурентам на платформе Android. Потому что Джобс не умел и не хотел делать дешёвое говно на любой бюджет. Он любил, чтобы было долго, дорого и охуенно. А двум с половиной миллиардам азиатов вся эта красота не по карману. Они готовы всю жизнь мечтать о яблопродукции, но отдать больше 10 долларов за трубку и 50 долларов за планшет им религия не позволяет. Хотя почти половина из них - такие же в точности буддисты, как покойный Джобс. Но, видимо, у Будды для покупателей и продавцов были разные заповеди.

Попытка прорыва на азиатские барахолки будет уже не первым случаем отказа нынешнего руководства Apple от заветов отца-основателя. Как мы помним, Джобс был совершенно твёрд в оценке «золотого сечения» экранной диагонали. Принципиальное решение о том, что экран iPhone, с первой по пятую версию, будет иметь размер 3,5", Джобс взял не с потолка, а вывел из своих представлений о человеческой анатомии. Диагональ в три с половиной дюйма означает, что большой палец руки взрослого пользователя может дотянуться до любой точки экрана. Если же делать размер больше этой анатомической константы, то нарушится фэншуй. Этот Джобс никак не мог допустить. И успех Самсунга, анонсирующего новые форм-факторы трубок раз в неделю, его совершенно не волновал. С планшетами ситуация обстояла в точности так же: единожды заповедав рынку формат в 9,7", соответствующий размеру условной книги, Джобс со спокойным презрением взирал на потуги Самсунга предложить рынку сперва компактные 7" диагонали, а затем и дружественные к HD-видео 10,1". Будущий преемник Тим Кук, как мы можем догадываться, придерживался прямо противоположного мнения, но при жизни босса спорить с ним не решался. А стоило Джобсу упокоиться в мемориальном парке Альта Меса, как его корпорация незамедлительно бросилась навёрстывать отставание от Самсунга и других беспринципных производителей андроидного железа. Сперва iPad ужался до тех самых семи дюймов, с которыми в своё время дебютировал на рынке планшетов Samsung, потом iPhone 5 получил диагональ на полдюйма длинней джобсова пальца, а несколько недель назад рынок взбудоражило известие о том, что Эппл вступил в переговоры с производителями дисплеев о разработке какой-то совершенно туевой хучи разнообразных диагоналей, как для карманных устройств, так и для планшетных. Называется даже невообразимая цифра в 13 дюймов для какого-то будущего мегапланшета от Apple. Может, всё это чьи-то досужие выдумки, или даже злокозненные вбросы, но они, как и слух про «азиатский» iPhone 5C, вполне соответствуют общему вектору метаний Тима Кука за последние полтора года. Так что поверить, прямо сказать, нетрудно.

Открытым остаётся один интересный вопрос: спасут ли компанию попытки Кука переизобрести Apple заново, по формуле «без Джобса, по самсунговскому пути»? Скажем, Алишер Бурханович Усманов, богатейший из англичан и россиян, в этом совершенно уверен. Когда акции Apple достигли отметки в $390, Усманов прикупил их на 100 миллионов долларов. И за прошедшие с тех пор месяцы успел наварить 57 долларов на каждой купленной акции - легко посчитать, что в общей сумме этот оптимизм принёс ему около 15 миллионов чистой прибыли. Но на скальпера Усманов не похож, даже внешне: уместно предположить, что он не торопится конвертировать навар в очередной набор яиц от Фаберже, а с интересом ждёт осенних анонсов Кука.

Тех, кому нынешнее отступление компании от заветов её основателя видится катастрофой и профанацией, я могу утешить единственным способом. 16 августа на экраны выходит биографический блокбастер Jobs. В главной роли снялся Эштон «Где моя тачка, чувак?» Кутчер.

image Click to view


Если кому-то такой выбор исполнителя главной роли кажется чересчур попсовым, могу напомнить, что сам Джобс во всех презентациях видео на платформе iOS использовал в качестве примера Glee - попсовейшую молодёжную мыльную оперу последнего десятилетия. Так что вряд ли он был бы рад, если б его роль досталась какому-нибудь Дафо или Айронсу. Всё же у покойника был очень специфический вкус в вопросах поп-культуры.

apple, джобс, samsung, iphone, кино

Up