Давний спор о том, чем отличаются российские аудитории вКонтакте и Facebook, имеет понятную подоплёку.
Сеть «вКонтакте» изначально позиционировалась в масштабах России как школьно-студенческое сообщество, где "папикам", вроде меня, делать нечего. Исключение составлял только Питер, где эта сеть имеет такой же охват, как Waze в Израиле - именно в силу того, что в Питере она "местная".
Сегодня, разумеется, «вКонтакте» претендует на вневозрастность. Как же без этого мир захватить? Ведь вся молодёжь англоязычного мира свою соцсеть уже выбрала.
Но у меня есть очень простой барометр, по которому я в любой день могу оценить, удалось ли «повзрослеть» в глобальном масштабе детищу Павла Дурова.
Среди полумиллиона постоянных читателей этого блога в ЖЖ есть пользователи «вКонтакте» и Фейсбука. Поэтому каждый мой пост получает какое-то количество лайков в каждой из сетей.
Когда и если их аудитория выравняется, соотношение этих лайков станет константой, отражающей число пользователей. Но сегодня до этого ещё далеко. Поэтому разница читательских вкусов видна невооружённым взглядом. А лично для меня - ещё и прогнозируема.
Когда я пишу пост на общественно-значимую тему, вроде новых законодательных инициатив, то это живо затрагивает аудиторию Facebook - взрослых людей, сознающих важность законодательства в жизни граждан. Скажем, «
Закон о правах сатанистов» собрал в Фейсбуке 243 лайка в первый же час после публикации. Во «вКонтакте» за то же время ссылку лайкнули 27 раз. То есть для поста, в котором «многабукаф» соотношение 9:1 в пользу Facebook.
Но это совершенно не значит, что среди моих читателей просто больше пользователей Мордокниги. Обратные примеры тоже есть, и точно так же предсказуемы. Например,
пост про курение конопли собрал 174 лайка в ФБ и 701 одобрение во «вКонтакте». Соотношение 4:1 в пользу питерских.