Так, после затянувшегося перерыва я хочу-таки закончить историю о том, как прошла моя последняя сессия в Медицинском Университете.
Завершение последней курации прошло благополучно. К счастью, моей группе не пришлось столкнутся с одним очень "хорошим" преподавателем, что работает на кафедре Онкологии, которая стояла последней в нашем расписании, и получение последнего зачета не вызвало никаких особых сложностей. Благополучно распрощавшись со своей Зачетной книжкой - предметом, ставшим для меня чуть ли не родным, я передал ее старосте, которой предстояла выставить в нее все зачеты и отвезти ее в деканат, после чего я ее больше никогда не увижу. Ну, что же, зато ее поменяют на Диплом, а эта мысль притупляла печаль по поводу расставания с предметом, заполнение которого зачетами и экзаменами стоило мне стольких сил, нервов и времени.
До Госов оставалось еще пять дней и я решил потратить их на то, чтобы морально и физически подготовится к предстоящему испытанию.
Что же из себя представляет Государственный Аттестационный Экзамен в нашей Медицинской Академии? После шестилетнего обучения студенту-медику предстоит показать то, чему он за это время научился, так сказать, на что ушли государственные (для бюджетников) и родительские (для платников) средства. Собственно, на данный момент это разделено на три этапа:
1. Практические навыки.
Пускать студента к настоящим пациентам - нельзя категорически, да и просто не гуманно по отношению к несчастным больным людям. Но, медицина без практики - гроша ломанного не стоит. Вот, наше руководство и решило под этим предлогом, так сказать "освоить" выделенные госбюджетом средства, а именно накупить кучу фантомов (якобы муляжей предназначенных для отработки на них различных медицинских манипуляций), хотя мое мнение, что эти куколы-манекены мало общего имеют с живым человеком и отработка на них каких-либо умений толку особого не имеет. Но, средства-то потратили, а отчитываться надо, вот теперь наших студентов и гоняют в "Центр практических навыков" (де-факто - четыре кабинета и половина коридора отчужденных от кафедры Оперативной хирургии и Топографической анатомии [кстати, это им за дело])которым гордится весь Институт и товарищ Ректор лично.
2. Тестовый контроль.
Сотня тестов составленных с учетом охвата всей учебной программы за 6 лет обучения. А на самом деле сто тестов типа "чтобы у всех на Тройку было", по дисциплинам за 3-5 курс (базисный базис - основа основ).
3. Ситуационная задача.
Это, пожалуй, самый страшный "зверь", его боятся все, от него то и зависит основная оценка студента на этом экзамене. Тут, крути - не крути, а "врача" включать надо, конечно, если есть, что включать. Раньше задача была только одна, каждая Клиническая кафедра составляла минимум десять задач и кидала их в "общий котел" билетов. Но, поскольку нашему руководителю центра трудоустройства выпускников надоело постоянно получать нагоняй от руководителей всех тех ЛПУ в которых эти выпускники идут работать, за то, что они не могут вести нормально документацию, ввиду полного незнания Медицинской Статистики, то в прошлом году было решено в каждый билет с задачей включить еще дополнительно задачу по Медицинской статистике. Скажем так, идея была хорошая, но вот реализация подкачала, прошлый выпуск, то тоже в Мед. Статистике "не шарил", а подготовится не успели, а как следствие несли такое, что у комиссии "уши вяли". В общем, в тот раз на это глаза закрыли, но поскольку от "хороших идей" у нас отказываться не принято, решили они эти задачи упростить (как бы и идея работает, и студенты хоть что-то ответить могут [а то, "возростно-половой состав населения Лиссабона" - это уж очень круто, толи дело "Младенческая смертность" - просто, понятно и главное додумать можно(!)]).
Надо отметить что особой тайны из вопросов/тестов/задач никто не делает и негласно они давно уже передаются "по наследству" от одного Шестого курса к другому. Наша группа не стала исключением и мои одногруппницы тоже разжились этим добром. Перепало и мне, но открыв флешку и бегло просмотрев ее содержание я благополучно об этом "добре" забыл, ибо пытаться что-то разобрать и выучить в той мешанине файлов и папок моему мозгу было не под силу. Так что на это тяжелое время моей настольной книгой стал учебник по Неотложным состояниям, а что я не мог почерпнуть из нее - с лихвой компенсировали источники из моей маленькой домашней медицинской библиотеке.
И вот, настал день Первого этапа Госов. После недолгого, но весьма нервозного, ожидания подошла моя очередь идти отвечать. Комиссия не стала ждать всех своих членов и чтобы закончить до наступления полуденной жары (экзамен начали в 8.00 AM) сели принимать не в полном составе и делали это быстро, чему собственно нельзя было не радоваться. Я вытянул не самый сложный (на мой взгляд) билет - "Приступ бронхиальной астмы", "Иммобилизация переломов" и гемограмма бластного криза. Ответив на свой билет я получил одобрение экзаменатора и со спокойной душой покинул экзаменационную комнату. Так прошел Первый этап.
Через три дня нас ждал Второй этап. Надо сказать, что с ним наш курс немного кинули. Точная предыстория этих событий мне неизвестна, но ходит слух, что дело было так:
Госэкзамен вещь отчетная, о каждом не сдавшем любой этап следует докладывать в Министерство Здравоохранения, где компетентные лица должны выносить "вердикт по каждому конкретному делу". Но, т.к. беспокоить верха у нас в стране "непринято", то начальство, в лице членов комиссии, закрывает глаза, делает поблажки и всячески "тянет" студентов, чтобы только не ставить им "неуд" (правда не всех это спасает). И каждый год, на Втором этапе всем нашим студентам давали порешенные тесты, чтобы они, так сказать, "не уронили планку". К слову, двум факультетам, сдававшим перед нами, такая халява перепала, но вот нам, почему то, не повезло. Собственно весь слух заключается в том, что какой-то "добрый" человек "стуканул на верх" и те отреагировали, дав комиссии "леща", мол "Не надо так!"
Так что отвечать пришлось самим, так сказать "вслепую", что немало огорчила многих моих однокурсников, которые до последнего момента ждали, им с неба свалится "манна". Ваш покорный слуга тоже был весьма обескуражен такой вопиющей несправедливостью, но делать было нечего. К счастью, мне повезло сидеть рядом с очень умными и отзывчивыми коллегами-по-несчастью, который много раз мне помогли. Надеюсь, что я тоже был им чем-то полезен. В любом случае, через пару часов, когда тестирование подошло к концу, я вышел из аудитории в весьма прескверном расположении духа и поспешил удалиться из Академии, даже не намереваясь возвращаться чтобы узнать результат (учитывая, что диплом у меня, можно сделать вывод что он был удовлетворителен). Так закончился Второй этап.
По истечению еще трех дней наступил день решающего, Третьего этапа Государственного Аттестационного Экзамена. В этот раз, мне понадобилась помощь Команды Поддержки, которую любезно оказала мне моя мама, составив мне компанию в этот нелегкий момент. Надо сказать, что в этот день я немного задержался, а потому сдавал одним из последних. Не знаю, повлияло ли это на что-нибудь, но нервы нашему замдекана я немного потрепал (уж кто-кто, а она знала, что я могу учудить что угодно, что, разумеется, не делает мне чести). Но, таки добравшись до Зала заседаний ученого совета, где проходил последний этап, там, зарегистрировавшись, я получил свои задачи, одна по дифтерии, другая по расчету койко-дней и больничной смертности, и сел готовится. После подготовки, которая заняла, казалось бы, одно мгновение, меня вызвали отвечать. Обсудив группы риска по заболеванию дифтерией, подискутировав на тему дифтеритических налетов на миндалинах и рассказав, в чем измеряется смертность, я был благополучно отпущен на все четыре стороны с долгожданной формулировкой "СДАЛ". И так закончился Третий этап.
Выползая из института, где на входе меня ждала мать, полностью обессиленный, но морально удовлетворенный, я сообщил родительнице столь ожидаемую ее новость, что мое обучение в ВУЗе подошло к концу. Радости ее не было предела, и мы решили отметить это прекрасное событие в одном из рядом расположенных кафе, благо погода позволяла. Там, за вполне съедобной пиццей мы предались воспоминаниям о былых событиях, предшествовавших этому светлому моменту, и вскользь коснулись планов на дальнейшее будущее, но это тема уже отдельного поста.
Ну, а через день должно было состояться торжественное вручение дипломов выпускникам. Наш ВУЗ по этому случаю снял целый Концертный зал одного из городских учреждений культуры. Там должно была прозвучать речь от лица принимавшего нас декана и его приемника, что нас выпустил, затем вручение красных дипломов особо отличившимся в учебе, а затем по групповое вручение простых "синих" дипломов. Ну, а затем неописуемая радость и слезы родителей, что наконец-то дожили до того дня, когда их чадо получило документально подтвержденное право называться врачом, которые остались ждать выпускников на улице, а затем традиционная вечернее застолье в заранее заказанном ресторане, вместе с преподавателями, под дружные тосты "за новоиспеченных коллег" и клятвенные обещания не потерять и не забыть друг друга.
Но, я на этом "празднике" не был. О чем, кстати, несколько не жалею, так как это было мое осознанное решение. Но, о причинах его я напишу как-нибудь попозже.
Для того, чтобы поставить жирную точку в еще одном завершенном параграфе моей жизни мне недоставало только иметь Диплом на руках. Придя на следующей неделе в деканат, чтобы забрать свое, я выслушал краткую тираду, что "так делать нехорошо" и "в жизни с такими взглядами будет сложно", и получил отворот-поворот с со словами, что диплом мне выдадут когда я принесу Обходной лист (к слову, другие студенты меняют Обходной лист на Школьный Аттестат и Табель с оценками из зачетки, необходимые при поступлении на постдипломную подготовку, так что произвола с их стороны не было, посему я и не стал на них обижаться). К моему удивлению, моя мама, что опять ждала меня на главном входе Академии, вызвалась подарить нашим замдеканам букеты. Она объяснила это тем, что хочет извинится за мое, порой не совсем адекватное, поведение. Испытав легкое дежавю, я попытавшись было ее отговорит, но она была непреклонна. Мне ничего не оставалось делать, кроме как согласиться и помочь ей донести букеты от ближайшего цветочного рынка. Уж не знаю что там у них произошло, но в течение всего оставшегося дня мне пришлось выслушивать нравоучения о том, как надо вести себя с людьми. Хотя, мне собственно не привыкать.
Побегав пару дней за печатями и подписями на "Бегунке" (так на сленге именуют Обходной лист) и наконец-то его заполнив я был готов идти забирать свой Диплом. Придя в очередной раз и предоставив моему замдекана все положенные документы, я таки получил на руки долгожданную цель и результат усилий последних семи лет своей жизни - Диплом.
Поздравьте меня, я теперь Врач.
Всем добра.
"Менингит" - Белые халаты