- Чувствую себя долбоёбом, - сегодня он взбудораженный и активный больше, чем обычно. - Чувствую себя абсолютным долбоёбом. Знаешь, что они мне сказали?
- Жена и сын?
-Все! Жена, друзья… Они мне сказали, что я наконец-то дал им всем отдохнуть. Что, наверное, у меня что-то происходит, и может быть даже плохое**, поэтому радоваться - грех, но этот выезд на природу был идеальным.
- А что ты делал? - не могу сдержать улыбку.
- Ничего. Ровным счётом… Нет, ну помог купить продукты, сумки там донести, в машину загрузить. Вёз… Костёр разжёг - я это быстро делаю, ещё с пионерии навык остался, а потом сел в кресло с бутылкой пива и «воткнул». Сначала, конечно, тяжело было, - теперь уже он улыбается, - всё мне казалось, что они без меня не справятся…
- Справились?
- Да.
- И как тебе это?
- Непривычно. Хорошо, с одной стороны, а с другой как будто чего-то не хватает…
Он замирает на несколько долгих секунд, а потом переключается разом, мгновенно становится сжатым, собранным. Будто твердеет изнутри.
- Всё-таки, я хочу поговорить о своём вопросе. Мне лететь через две недели - надо бы подготовиться.
- Как ты себе это представляешь?
- Ну… я на сайтах читал, можно визуализацию сделать. Много раз себе представить полёт, в это время расслабляться и потом становится проще.
- Получилось?
- В смысле? - он смотрит на меня настороженно.
- Получилось, говорю? Ни за что не поверю, что ты не пробовал «представлять и расслабляться»… Ты же должен был сначала всё сам перепробовать, чтобы убедится, что тебе нужна помощь…
- А что, ты считаешь это - глупо? Расслабляться…
- Не, - я поднимаю вторую ногу на стул и потягиваюсь, - расслабляться никогда не глупо. Тебе сидеть, кстати, удобно?
Конечно, сидеть ему неудобно. И, конечно, он этого совершенно не замечает. Да и как тут заметишь, когда нужно решать «вопрос»? И не один, а тысячу важных вопросов: заботиться о семье, зарабатывать деньги, воспитывать сына, ухаживать за женой***, учиться чему-то новому, разрабатывать и осуществлять проекты, заниматься спортом… Пока он перечислял всё насущное, тело его сжималось в тугой жгут - при этом поза оставалась та же: голова поднята, плечи слегка опущены, спина прямая…
Почти всегда такая телесная проявленность означает попытку контролировать. Часто - всё на свете, включая собственные чувства.
Поскольку напряжение это хроническое, бывает нелегко не то что работать с ним, а даже обнаружить его для самого клиента. Но не в этом случае.
Призыв «расслабиться и отдохнуть» в таком случае понятен, но не действенен: если бы человек мог расслабиться, он сделал бы это самостоятельно, без вмешательства извне.
- Слушай, а как ты расслабляешься?
- Бутылкой пива****. Или двумя. Каждый вечер. Ну, почти…
- Литр-два пива почти каждый вечер? Если бы я могла, я бы присвистнула. Что-то у меня аж дыхание остановилось… И на плечи, как будто плита легла. Я подумала: как же мне должно быть тяжело, чтобы я расслаблялась таким количеством алкоголя?
- О! Это моя плита, - он грустно усмехается. Я её часто чувствую…
Оставшееся до окончания сеанса время я обучаю его технике мышечной релаксации*****, которую очень люблю. Идеальный метод для тех, чей бич - сверхконтроль. К слову сказать, у этой техники два преимущества: если человек и правда начинает её делать, то в его жизни становится на порядок меньше напряжения. Если нет - можно поговорить с ним о том, зачем ему такое количество напряжения…
Заодно я почти всегда показываю своим клиентам «йогическое» дыхание, особенно в случаях, когда человек выбирает оставаться в обстановке, вызывающей напряжение, а не избегать её.
- Мда… наше время с тобой закончилось… Кажется, мы снова не успели потренироваться летать без напряжения. А это возможно?
- Что?
- Ну, летать без напряжения? Возможно?
- Да нет… Не знаю. Но не бутылку коньяка за рейс?
- А у тебя другой способ есть?
** никто кроме жены не знает о его походах к психотерапевту
***да-да, это тоже засчитывалось, как обязанность
**** в данном случае имеется в виду пластиковая «торпеда» на литр
*****Методика прогрессирующей мышечной релаксации по Джекобсону
Продолжение следует...
Часть 1:
http://doktorsha.livejournal.com/213037.html