Слово «потребности» не выходит из обихода психологов, а за ними и психотерапевтов вот уже многие десятки лет. Я на днях добавлю этот термин в гештальт-глоссарий, а пока небольшая иллюстрация.
Напомню сочувствующим, что у моих коллег-гештальтистов в почёте идея, что каждый человек обладает тремя базовыми потребностями (если быть точной, то группами потребностей): потребностью в безопасности, в признании и принятии. В отличие от Маслоу и поклонников его пирамиды, которые считают, что Кесарю, понимаешь, кесарево, а потребности удовлетворяются по очереди, от более примитивных к высокодуховным, мои коллеги, а вслед за ними, но не без долгого размышления, и я, утверждают, что человеку свойственно испытывать и хотеть удовлетворять все потребности регулярно, а иногда и одновременно.
Немудрено, что потребности эти часто оказываются в положении лебедя, рака и щуки, пытаясь утянуть тележку человечьей личности в свою сторону. Ну, например, идёшь ты по тёмной улице, а тут девушки пристают к парню. Из соображений безопасности нужно, конечно, идти домой, но своих в беде не бросают, и ты, дабы не чувствовать себя трусом и мудаком бросаешься на помощь.
Это, кстати, очень сложная конструкция: «дабы не чувствовать себя трусом и мудаком» , чаще всего она заключается в том, что:
А. я точно знаю, что определённое поведение осуждается определённой группой людей (интроект)
Б. мне нравится эта группа людей, и я хочу нравиться им (идеализация)
В1. я представляю себе, что уже принадлежу этой группе (идентификация)
В2. я представляю себе, что уже сделал эту ужасную осуждаемую вещь (идентификация)
Г. из-за идентификации с двумя противоположными образами я испытываю дискомфорт (расщепление, диссоциация)
Д. я точно понимаю, что эти, любые мне, прекрасные люди - меня осудили (проекция)
Е. дабы уменьшить напряжение одна моя часть со всей горячностью стыдит и отвергает другую, а другая, соответственно стыдится и отвергается (внутриличностный конфликт)
Ё. ну и, понятное дело, ты тащишься спасать приятеля, переводить бабушку через дорогу, кормить детей в Зимбабве, одевать платье от Гуччи и т.д. - чтобы не чувствовать себя трусом, а главное - мудаком.
То есть на лице, так сказать, конкуренция между потребностями в безопасности и в принятии. Только вот способ реализации - через жопу. Извините, через признание. Мол, буду хорошим - и примут. Такое себе, нарцисстическое искажение. Знакомое в этой стане, семьдесят лет скандирующей «даёшь пятилетку за три года» практически всем.
Впрочем, не только на территории бывшего советского союза, конечно. Вот, например, в замечательной и далёкой стране Конго, помимо голода и огромного числа кровавых гражданских войн существует народное движение, которое называется SAPE или La Societe des Ambianceurs et des Personnes Elegantes (Общество элегантных людей). Смысл этого движения в том, что в беднейшей стране, где средний годовой доход меньше, чем в нашей - месячный, существуют мужчины, которые покупают и носят костюмы стоимостью десятки тысяч долларов. И не потому, что они богаче, чем их соседи, а потому что голова - предмет тёмный. И у этих достойных мужчин - не только снаружи. Адепты этого ордена могут голодать годами, чтобы осуществить свою куртуазную мечту, многие из них нарушали закон и попадали в тюрьму из-за пары туфель. Но, согласитесь - какой шарман…
фотографии прекрасных мужчин из Конго
foksa7.livejournal.com/16484.html немного о движении "элегантные люди"
http://portnishka.ru/article/eto_ne_vixodit_iz_modi/456154_Obschestvo_elegantnyh_lyudey.html Воистину - пир во время чумы. Люди - такие люди...