Здравствуйте!
Давайте рассмотрим объективно и без каких-то перегибов эту славную новость.
https://ria.ru/20240613/nica-1952637525.html «Дал старт пуску» и «поручил увеличить финансирование науки».
Мы этого так давно ждали, и вот опять.
В 2020 году мы были на 34 месте в мире по развитию науки, сегодня на 44. Экспорт инноваций уже меньше 1% в общемировом объеме.
Может уже хватит откатывать от уровня советской науки? Значит, это заботит наше руководство, и скоро мы начнем догонять лидеров.
Это внушает надежду.
Или так: Это внушает надежду?
Давайте посмотрим на картинку коллайдера сверху.
Что это?
Похоже, что дал старт не пуску, а началу строительства. Как можно принимать президента в такой помойке?
Может снимок годичной давности?
Нет, год назад там почти ничего этого не было. Всё в общем доступе.
Значит, не уважают нашего президента. Не причесали территорию.
Или до пуска еще далеко?
Смотрим планы.
Оказывается, частично NICA работает... с 2018 года, а пуск был намечен на... весну 2022 года.
Теперь говорят, что он заработает на полную мощность в 2025 году. Ничего не понимаю.
Но идем дальше.
Зачем нам коллайдер?
А просто 2 года Большой адронный коллайдер (БАК) во Франции и Швейцарии простаивает из-за СВО. Вложили €5 млрд, выполнили 3% намеченных работ, «взвесили» частичку «Бога» - бозон Хиггса и остановили всю работу. Русских и белорусов туда перестали допускать, а большинство научных работ начинали с ними.
Все серьезно.
Многие задаются вопросами: «Если есть Большой, то существует ли Маленький адронный коллайдер? А где он находится? Почему о нем ничего не слышно?» А о нем ничего не слышно, потому что его нет! Малый адронный коллайдер не существует, делать его БЕССМЫСЛЕННО.
Адронный коллайдер изначально задумывался большим. Ведь нужно разогнать (до 99,99999% от скорости света) и очень-очень сильно столкнуть протоны друг с другом. Поэтому всё, что меньше 27 км (длина кольца БАК), не даст достаточно энергии, чтобы создать бозон Хиггса. Например, существуют релятивистский коллайдер тяжелых ионов RHIC (круг диаметром в 3,8 км) и Теватрон (6,3 км), но это совсем не то.
А наш NICA? 0,5 км!
Так может нам нет смысла вообще его достраивать, и он нам не нужен?
Да нет, нужен! И как ни странно, как раз потому, что Большой адронный коллайдер и американский RHIC - слишком мощные.
Фазовый переход происходит на низких энергиях, а «церновские» энергии большие очень, поэтому там явление исследуется, но не полностью. Ближе к параметрам NICA находится установка RHIC в Брукхейвене, США. Но там тоже энергии великоваты. Вот по результатам «риковских» экспериментов было установлено, что нужно иметь коллайдер на чуть меньшую энергию, чем RHIC. И NICA нацелена как раз на очень важный диапазон энергий, где происходит как раз фазовый переход. Они хотят попасть в точку.
И здесь появляется зона наших с вами интересов.
Ядерная медицина непосредственно вытекает из того, что создаётся для фундаментальной физики. То есть, в частности, терапия рака с помощью пучков протонов. Да просто рентгеновские малодозные установки, компьютерная томография, позитронно-электронная томография - все эти приборы возникают на основе разработок для физики элементарных частиц низких энергий.
Итак, нам это надо, но мы (вернее, ОНИ) крайне небрежно относимся к срокам и обязательствам. Задержка на 5 лет - но это же не мост какой-нибудь строить на остров Русский. Это получение тех или иных изотопов и способов лечения или спасения наших граждан. С этим можно не спешить?
Вернемся к статье.
Президент «...поручил увеличить финансирование науки».
Кому поручил?
На сколько увеличить?
К какому числу увеличить?
Кто будет контролировать исполнение данного поручения?
От статьи пока одни вопросы.
Будьте здоровы!
А.Редько