Мое занятие клоунством пробуждает меня качать разные скилы. Голос не является моей сильной стороной, как я считаю, он у меня зажат (у меня теория, что где-то в горле, или даже выше, толи в нос уходит, или челюсть держит). Многие мои соратники чувствуют с голосом сложности - не звучат так, как должен бы был их образ. Многие бы хотели работать молча, или используя звуки, как зачастую работают театральные клоуны. Но работа с детьми забирает у нас такую возможность. Очень тяжело не говорить, поэтому точно говорит хотя бы один из пары клоунов на выходе.
Частая проблема - пытаешься изменить голос, стараешься, а получается очень фальшиво, использовать же свой - тоже как то ну я не знаю. Павел Михайлов-Заворатинский считает, что искать голос для своего образа, ввиду его сложности, стоит в последнюю очередь.
В принципе, я сейчас довольна, как звучит Лютик. Мне хочется иногда чуть больше размаха, и может даже больше в моей реальной жизни, нежели в больнице. Поэтому я стала заниматься в чудную студию, радевшею меня до сих пор своими спектаклями - Игрище. Помимо работы с голосом ведутся актёрские тренинги, которые очень кстати для меня, чтобы оставаться в форме.
Но актерство на поверку оказалось совсем другое, чем клоунада. Это как
буто и прославленный танец. Сейчас опишу.
Работа над Тургеневым
сойди с пути! - кричат монахи -
застрянешь вечно в мире форм!
но отвечает Бодхисаттва:
мне норм
Нам с группой было дано задание, найти стихи в прозе и отрывки из пьес, которые бы мы хотели сыграть. Для работы я выбрала из стихов "
Щи" и отрывок из неоконченной пьесы "
Две сестры".
Не переборщить с "Щами"
В этой работе больше свободы выражение, чем с пьесой. Но она же менее понятна и менее ярка - это игра без партнера, совсем редкое для меня явление. Нужно больше практики.Постаралась выделить трех героев - бабу, барыню-искусительницу и щи. И историю трактую как буддистскую притчу:
Баба находится в ситуации, когда её ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ исполнено. Но баба добра, и позволяет Щам исполнить их ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. А у щей предназначение - быть съеденными. Баба тут у меня почти бодхисаттва - помогает в пути к достижении нирваны - но почти бодхисаттва, ибо своих чувств в полной мере не может успокоить, да и женщина - но чувствую, грозит ей стать мужчиной в следующем рождении. Но приходит темная личность - барыня - и начинает искушать - не тебе баба, исчерпавшей свое Предназначение, помогать другим выполнять свое, ты женщина - и веди себя соответственно, эгоистично ко всему от горя. Но баба говорит о буддийских истинах - таких как равноценность вещей - её горе велико, но ценность щей, их соль, так сказать, тоже имеют свое величие - и не способствовать их дальнейшему продвижению, по меньшей мере, не по-буддистски-крестьянски. Искуситель уходит не с чем.
Итого надо изобразить трех героев. Тело у меня стремится показать и психологический ландшафт происходящего - источник оценки находится сразу в трех персонажах, тело в этот момент должно быть всей ситуацией сразу. Но в основном, конкретные части тела и в конкретные моменты времени отображают эмоции одного из персонажей.
В конечном итоге Щам в моем теле осталось совсем мало места - щи стали не выразительными. Это произошло от того, что их радость в конце, от выполнения своего Предназначения, выглядела не понятно и даже пугающе. Смотрящий задавался вопросом - откуда взялась такая большая веселость в такой жизненной коллизии. Поэтому я пока сняла эмоции Щей. Надеюсь, еще работая над этим произведением, удастся ввести более выразительного персонажа.
На самом выступлении было очень трудно совместить движения со словами. Очень много сил уходила на "вспомнить", а не жить в этом.
Две сестры
Мне сразу хотелось играть младшую, Антуанетту. Мое видение её было такое - это совершено не возможный инфантильный 17-летний ребенок, не видевший различий между добром и злом. Эдакий почти посторонний Камю. Убийство попугайчика для неё и правда ничто.
Проиграв такую версию режиссеру, режиссер начал править - Антуанетта избалованный туповатый ребенок, главная цель которого извести сестру. У сестры же тоже задачи избавится от младшей - Антуанетта для Клары становится молодой и красивой конкуренткой. Идет борьба за право существовать.
С такой трактовкой можно делать все очень сильно.
Играли 2 раза, во втором больше клоунады, кривляния. Это произошло из-за детей, бывших на втором просмотре - они в ситуации видели много смешного (что и правда есть), и им нельзя не показать то, чего они хотят.
Мне тяжело было совместить заданные обстоятельства, жесткие рамки речи и работу от партнёра при этом. Хоть слова не так важны, а важно их наполнение - я все время заботилась о них - очень уж я ценю слова. А ведь важнее - логика персонажа, логика отношений - очень тяжело у нас она складывалась с партнером. Где персонаж правдив, а где кривит душой. В голове все время директивно стоял образ туповатого зловредного ребенка - и в этом случае я не шла за своими ощущениями, как обычно, а разгоняла себя до прописанных и договорённых заранее чувств, эмоций. Это было жесткое использование потенциала чувствовать, сказалось на мне после выхода - тяжелая голова, усталость. Второй раз - норма. Но это никак не сравнить с клоунским выходом - радость, спокойствие, легкость - потом может прилив сил - иногда немного сумасшедший.
Из актерского у меня был также уличный опыт. Он ближе к клоунству - есть взаимодействие с людьми, и следование за чувствами. После - бывает усталость и удовлетворенность, бывает желание провалиться на месте. Тоже интересная вещь, которую надеюсь описать потом