“ ...осуществить поэтапный переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования…” В.В. Путин
Система обязательного медицинского страхования
С недавнего времени я задался вопросом медицинского обслуживания на территории РФ. Этот вопрос далеко не праздный и вызван тем, что большинство граждан занимаются «самолечением», небезосновательно считая, что встретят огромное количество препонов прежде, чем попадут на прием к врачу. Разобраться в причинах такого отношения людей к системе медицинского обслуживания сложно, если целенаправленно не заниматься этим вопросом. По-обывательски понятно лишь, что трудностей с лечением возникает множество. В воздухе витает информация, что от бесплатной медицины у нас осталось лишь название, а больницы превратились в «филиалы банков». Но правительство обещает бесплатную медицину, содержащуюся за счет средств ОМС, без каких-либо дополнительных вложений со стороны граждан. Чему же верить? Глазам своим или терпящей любые дерзости бумаге?
«Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно части 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Это право реализуется через Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Эта программа ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.»
Территориальная программа - соответственно это программа, действующая на территории субъекта Федерации, предусматривающая объёмы и качество медицинского обслуживания, не меньшие, чем - логично - в федеральной программе.
«Финансирование территориальной программы производиться за счет федерального бюджета, субъекта РФ, местного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.»
Структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включает в себя:
расходы на заработную плату,
начисления на оплату труда, прочие выплаты,
приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов,
расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования),
организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации),
расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества,
расходы на арендную плату за пользование имуществом,
оплату программного обеспечения и прочих услуг,
социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы,
расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Казалось бы, обязательное медицинское страхование предусматривает финансирование наиболее популярных услуг наших больниц, но почему-то едва ли не каждое простое обследование оборачивается если не стоянием в огромной очереди с предварительной записью за несколько недель, то суммой в несколько сотен рублей у платных специалистов.
Ни для кого не открою тайну, что приём врача является услугой и, как и любая услуга, предоставляемая за плату, она должна быть выполнена качественно. Хотя государство и декларирует бесплатность медицинского обслуживания, оно таковым не является, так как оплата обеспечивается не из кармана государственных мужей, дарующих, как боги-олимпийцы свет пламени нецивилизованным обитателям земной тверди, бесплатную медицину, а за счет налоговых поступлений и отчислений в Фонд ОМС. Подтверждение этим словам находим на официальном сайте ФОМС:
«Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.» ТФОМС - территориальный ФОМС.
С 1 января 2010 года ЕСН (Единый социальный налог) заменен на дифференцированные отчисления в пенсионный фонд, ФОМС (федеральный и территориальный) и фонд социального страхования (ФСС), но суть его от этого не поменялась. Всё также процент наших с вами зарплат отчисляется в одну большую корзину.
По состоянию на 2009 год поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента - 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год).
Таким образом, как минимум на сумму в 2 682,6 рубля каждый работающий гражданин имеет право получить «бесплатную» медицинскую помощь. Из вышеуказанных цифр видно, что остальная часть суммы, недобирающая до норматива в 4059,6 рубля, доплачивается государством. Государство на себя это обязательство берёт, судя по документам.
Если говорить в процентном выражении, а не в среднестатистическом, то с 1 января 2011 года картинка выглядит следующим образом (ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ):
в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
в ФСС России - 2,9 процента;
в Федеральный ФОМС РФ - 2,1 процента;
в территориальные ФОМС РФ - 3 процента.
Итого в фонд ОМС (федеральный и территориальный) работодатель отчисляет 5,1% от зарплаты работающего гражданина. Нетрудно посчитать, на какую сумму вы недополучаете медицинские услуги или получаете не то, на что рассчитывали.
Предвосхищая некоторые реплики о том, что страхование есть лишь гарантия получить помощь в случае наступления страхового случая, когда существует равновероятная возможность несовершения этого события, недоумение вызывает то, что когда это событие происходит, получить квалифицированную медицинскую помощь становиться труднее, чем её не получить. Я бы назвал такую ситуацию абсурдом. И за этот абсурд я должен платить.
В либерально настроенных кругах, в частности среди работающей молодежи, бытует такое мнение, что если государство не может обеспечить гражданина достойными и доступными “бесплатными” медицинским услугами, то может тогда совсем отмести систему ОМС? разработать альтернативу этой системе? А деньги, которые отчисляются в фонды, отдавать работнику в составе заработной платы, и тогда уже сам работник решит, как эти деньги использовать и как себя лечить. На данный момент сложилась такая ситуация, что и по полису ОМС трудно получить медицинскую помощь, и на добровольное медицинское страхование (или на платное обследование и лечение) денег не остается с нашими средними зарплатами.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан. Вот эти цифры не повод задуматься ли мне о переходе на добровольное медицинское страхование? Может быть тут я, конечно, перегибаю палку и занимаюсь разжиганием, но цифры дают повод поразмыслить!
Я сознательно не затрагиваю тему нетрудоспособного населения и безработных (или работающих без трудового договора) так как это тема касается всей социальной политики государства и заплутать в ней не составит никакого труда.
На государственном уровне много говорится о перенимании опыта медицинского страхования в западных странах - судя по всему эта система там работает - но по каким-то причинам, затрагивающим область менталитета, аналогичная система в России не вводится. На данный момент действует и получает развитие так называемая одноканальная система финансирования здравоохранения.
Одноканальное финансирование - это финансирование здравоохранения из одного источника через систему ОМС. Одноканальное финансирование предполагает на переходном этапе сочетание бюджетного финансирования и финансирования из средств ОМС с преобладающей долей средств ОМС.
Про одноканальную систему финансирования более подробно можно почитать здесь. Резюмируя содержание статьи скажу, что происходит перераспределение финансовых потоков между лечебными заведениями в зависимости от их эффективности в привлечении пациентов (что напрямую зависит от качества оказываемых услуг). В этом процессе немаловажную роль играет адекватное администрирование деятельности больниц, но будет ли создано такое администрирование при государственном участии остаётся неизвестным. Все выделяемые деньги должны быть освоены в полном объеме а иначе “если образовался запас, значит, либо недолечили, либо недокупили, либо недоремонтировали”, соответсвенно на первый план выходит отчетность, что означает забюрократизированность и без того заваленную бумагами систему, а не здравый смысл.
С одной стороны, Конституцией гарантируется каждому гражданину бесплатная медицинская помощь, с другой, ясно, что рыночные отношения и уход от экономических идеалов Советского Союза вынуждают государство сферу здравоохранения переводить в плоскость рыночных отношений. Взглянем вокруг, а что государство сделало для адаптации среднестатистического гражданина к этим отношениям? А что сам гражданин, без участия огромной махины чиновников, сделал для самообразования в капиталистическом обществе? Готов ли этот среднестатистический гражданин платить за медицинское обслуживание, а если и готов, то экономически способен ли на это? Мне кажется, что нет.
Государство каждый день откусывает от наших прав и свобод заметный кусок. Не хочу сгущать краски, но по моему оценочному суждению нас уже лишили бесплатной медицины, гарантированной Конституцией, а теперь хотят лишь узаконить это воровство.