Похоже на то, что хронический стресс лишает или ограничивает способности ощущать удовольствие.
Новое исследование Nature выявило паттерн мозга, который, по-видимому, придает устойчивость к стрессу. Ученые также нашли другой паттерн, который делает животных, находящихся в состоянии стресса, менее склонными испытывать удовольствие, что является основным симптомом депрессии. Эти результаты дают ключ к пониманию того, как мозг порождает ангедонию - сопротивление к получению наслаждения и удовольствия.
Более 70% людей с тяжелой депрессией испытывают ангедонию, которая также часто встречается у людей с шизофренией, болезнью Паркинсона и другими неврологическими и психиатрическими заболеваниями. Чтобы понять, как мозг вызывает ангедонию, Мазен Хейрбек, системный нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, изучал мышей, которые подвергались стрессу из-за воздействия более крупных и агрессивных мышей. Обычно мыши любят сладкое и предпочитают сахарную воду обычной воде, если есть такой выбор. Но некоторые мыши в стрессе вместо сладкой предпочитали простую воду - что Хейрбек и его коллеги интерпретировали как версию ангедонии у грызунов. Другие мыши, подвергшиеся тому же стрессу, все равно предпочитали сахарную воду. Авторы назвали этих животных «психически устойчивыми». Затем исследователи наблюдали за активностью нейронов этих мышей в миндалевидном теле и гиппокампе - двух областях мозга, важных для обработки эмоций.
У устойчивых мышей связь между миндалевидным телом и гиппокампом была стабильной, тогда как у животных, подверженных ангедонии, связь между этими двумя областями мозга была фрагментированной. Чтобы улучшить разрозненную коммуникацию у восприимчивых мышей, исследователи вводили грызунам соединения, которые заставляли нейроны в целевых областях активироваться чаще. Такие животные начинали выбирать сахарную воду чаще, чем до инъекций, а активность их мозга была больше похожа на активность устойчивых мышей, обнаружили авторы. Понимание этих нейронных паттернов также дало способ различить, у каких животных был стресс в анамнезе, а у каких - нет. Даже спустя продолжительное время у находящихся в покое мышей спонтанная активность в определенной части миндалевидного тела была признаком прошлой травмы. Ответы на вопрос, применимы ли эти результаты к людям, могут быть не за горами. Здесь могут помочь электроды, имплантированные в мозг людей с эпилепсией или резистентной к лечению депрессией. Такая технология уже разрабатывается. -
Stress can dull our capacity for joy: mouse brain patterns hint at why