Н. П. Глущенко. Киев, улица Лютеранская. 1945 г.
Николай Петрович Глущенко - выдающийся украинский художник и талантливый советский разведчик ушел из жизни 31 октября 1977 г. И хотя этот человек всегда был на виду, общественности после его смерти стали известны тайные страницы биографии художника. Выяснилось, что народный художник СССР и Украины лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Н. Глущенко долгие годы работал на советскую разведку и одним из первых проинформировал правительство СССР о готовящемся нападении фашистской Германии.
Н. П. Глущенко
* * *
Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 г. в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская обл.). Будущий художник провел детство в селе Борисовка.
Там мальчик получил первые яркие художественные впечатления: он видел, как работают богомазы, артелями трудившиеся над созданием икон. Процесс появления иконы стал для Николая одним из ярчайших воспоминаний детства.Он видел волшебство в том, как постепенно один художник писал одежду, другой прорисовывал лик, третий наносил на доску мелкие детали…
В 1918 г. он окончил коммерческое училище в Донецке (тогда это был поселок Юзовка). Вскоре молодого человека мобилизовали в ряды деникинской армии. С этого момента начались его скитания: когда армия была разбита, Н. Глущенко с остатками белогвардейских частей попал в Польшу, а оттуда сбежал в Германию.
Первое время ему приходилось ночевать в подвалах, скитаться в поисках заработка и даже голодать. Но на помощь талантливому юноше пришли состоятельные украинские эмигранты. Гетман П. Скоропадский оплатил учебу Глущенко - сначала в школе-студии Ганса Балушека, а затем - с 1920 по 1924 гг. - в Берлинской высшей школе изобразительного искусства. Там же, в Берлине, состоялась судьбоносная встреча художника с писателем и кинорежиссером А. Довженко, который тогда работал в консульстве УССР. Именно Довженко впоследствии помог Глущенко получить советский паспорт. Утверждают даже, что он сыграл определенную роль в том, что художник стал работать на советскую разведку.
Н. П. Глущенко. Городок во Франции. 1930-е гг.
* * *
В 1925 г. Глущенко переехал в Париж, где сразу был вовлечен в бурлящую художественную жизнь французской столицы. Конечно же, молодой художник не смог устоять перед обаянием работ импрессионистов и, может быть, в большей мере - постимпрессионистов, и впитал присущее им жизнелюбие, полнокровие, восхищение окружающим миром.
В его работах отчетливо ощущается влияние в первую очередь фовистов - Андре Дерена, Мориса Вламинка и, конечно же, Анри Матисса, а также Уильяма Тернера, «предтечи импрессионизма».
Н. П. Глущенко. Катер на Днепре. 1967 г.
К Глущенко достаточно быстро пришел успех, он стал неплохо зарабатывать и постоянно участвовать в выставках, его работы экспонировались рядом с картинами Матисса и Пикассо. В парижской газете «Нувель Журналь Литерер» можно было прочесть: «Глущенко с замечательным телосложением, весь из мышц - не только художник, но и чемпион по легкой атлетике. Он заплывает в море так далеко, что с обратной дорогой расстояние может составить до восьми километров. А вечером, надевая смокинг, он превращается в светского человека на обедах в международном обществе».
Художественное ателье, которое Глущенко открыл на улице Волонтеров, стало точкой встреч самой разношерстной публики. Среди его посетителей были местные жители и туристы, интеллигенция, чиновники, лидеры белоэмигрантских и украинских эмигрантских группировок.
* * *
Широкий и разнообразный круг общения художника привлек к нему внимание советских спецслужб. В 1926 г. ателье «навестил» загадочный гость, после чего в Москву было отправлено шифрованное сообщение: «Письмо № 20, параграф № 16. Нами вовлечен в разведывательную работу художник Глущенко Николай Петрович. Общее впечатление позитивно. Считаем целесообразным на первом этапе ориентировать Глущенко на добывание информации о враждебной деятельности и намерениях заграничных антисоветских и националистических организаций, а также расширении контактов с их руководителями». Новоиспеченный разведчик получил псевдоним «Ярема».
Сейчас уже не узнаешь, были ли портреты Р. Роллана, А. Барбюса и П. Синьяка сделаны по заказу советских разведслужб или созданы по сугубо творческим причинам. Зато доподлинно известно, что карандашные зарисовки с изображениями С. Шварцбада (ликвидировавшего С. Петлюру) и его адвоката Торреса, сделанные художником во время судебного процесса, были заказаны «сверху».
Удачей для советской разведки стало появление в ателье бельгийца Андре Мирабо, успешного коммерсанта, занимавшегося внедрением в производство новых разработок, в том числе военных. Он оказался большим ценителем живописи, к тому же сам неплохо рисовал. Мирабо стал часто навещать Глущенко, и в процессе длительных бесед о живописи и на иные темы разведчику удалось выведать немало ценных сведений. В архивных материалах сказано следующее: «...выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей».
В 1936 г. Глущенко обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться на родину, уверяя, что не выдержит заграницей более двух месяцев. Однако его убедили остаться в Париже еще на год.
При поддержке А. Довженко, работавшего в то время в советском консульстве в Берлине, художник, наконец, получил паспорт гражданина СССР и в июле 1936 г. вернулся в Советский Союз. Несколько месяцев вместе с женой и ребенком прожил в Москве, им выделили в коммунальной квартире комнатку площадью 9 квадратных метров. В 1937 г. он переехал в Киев, где и остался до конца жизни.
С переездом в Союз специальные задания для художника не закончились: в 1940 г. перед Глущенко была поставлена задача - организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине.
Попутно художник добывал чрезвычайно ценную информацию, на основе которой был подготовлен доклад на имя Сталина и Молотова: «Посланный ГУГБ НКВД СССР в Берлин разведчик «Ярема» сообщил: «Невзирая на заключенный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Всеми средствами гитлеровцы маскируют приготовление с целью не дать повода к недовольству со стороны Правительства нашей страны. В подготовке агрессии Германия широко использует украинские националистические организации под флагом борьбы за создание «самостоятельной Украины». Для националистических ячеек создан ряд материальных правовых льгот, среди украинской эмиграции проводится значительная пропагандистская работа. Националисты назначаются на разные должности в министерстве внутренних дел, армии, полиции и пограничных войсках под предлогом подготовки государственных, политических и военных деятелей для будущей соборной Украины. Украинский научный институт, который работает в Берлине под руководством министерства пропаганды, в последнее время значительно активизировал свою деятельность и стал центром научно-исследовательской работы украинских националистических организаций, призванных научно обосновать антисоветскую работу. С 1939 г. институт фактически подчинен немецкой администрации, но персонал остался украинским. Это научное заведение развило бурную издательскую и исследовательскую деятельность специфического характера. В течение 1939-1940 годов им был издан военный немецко-украинский словарь для инфантерии, аналогичный словарь для пилотов и большой немецко-украинский словарь специально для военно-топографических, экономических и политических обзоров отдельных регионов Украины. Готовятся к печати карманные военные словари и детальные карты территории Украины. Научно-исследовательской работой института руководит профессор Кузеля, прежний «гетманец», связанный с бюро Розенберга. В разговоре с «Яремой» относительно немецко-оуновских планов в ближайшее время он сказал: «Я общаюсь со многими немецкими политическими деятелями и скажу со всей ответственностью - война с СССР не за горами. Мы и в настоящий момент много работаем, но пытаемся быть незаметными, потому что немцы заинтересованы, чтобы не заострять отношений с Советским Союзом. Для украинской национальной эмиграции Гитлером создан режим наибольшего благоприятствования».
Характеризуя разнообразные политические группировки эмиграции, их антагонизм, Кузеля отметил: «В сущности, споры между ними имеют формальный характер. Такое состояние временно устраивает немцев, но главная цель одна и хозяин один»».
С момента заключения договора СССР и Германией о ненападении прошло лишь десять месяцев.
В последний день берлинской выставки «нагрянуло» высшее руководство Третьего рейха во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом, который вручил организаторам выставки грамоты и ценные подарки. Обращаясь к Глущенко, Риббентроп отметил, что Гитлер высоко ценит талант художника и оценивает его как одного из лучших пейзажистов Европы своего времени, в связи с чем - на память о пребывании в Берлине - дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками.
Вернувшись в Москву, Глущенко передал этот альбом руководству разведки. Вскоре с акварелями Гитлера захотел ознакомиться Сталин. Альбом вернули художнику, когда началась война...
Глущенко долгое время «ходил по лезвию бритвы», ведь перед войной многие советские разведчики были репрессированы. К счастью, несмотря на доносы и провокации, к нему было сохранено доверие.
* * *
После войны Глущенко больше не пришлось заниматься разведывательной деятельностью, и он полностью посвятил себя живописи. А как художник он был плодовит: в его наследии - более 10 тыс. работ, которые сегодня хранятся в частных коллекциях и экспонируются в музеях Украины, России, Франции, Германии, США, Канады.
Н. П. Глущенко. Автопортрет. 1969 г.
Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие.
Генеральный директор украинского канала «Культура» Т. Бойко, общавшаяся с художником на протяжении трех десятилетий, вспоминала: «Пейзаж был для него всем. Николай Петрович стремился оставить украинскую природу на полотне такой, какой потомки ее не увидят, и считал, что не может быть в мире прекраснее натуры, чем берега Днепра. Поэтому он оставил для потомков серию пейзажей тех днепровских берегов, которые оказались на дне искусственного Кировоградского моря. Это море было для него личной болью. Где бы он ни был, он рисовал пейзажи. Он так стремился вернуться из Франции на Украину, потому что был частью этого пейзажа. Каждый клочок земли для него был темой для работы. И вместе с тем его картины приобретали философское содержание».
Н. П. Глущенко. Цветущий сад. 1975 г.
О личных качествах художника Т. Бойко говорила следующее: «Это был человек, который очень выделялся своей одеждой, манерой держаться, выражением лица. Прекрасная осанка, больше похож на спортсмена (кстати, в семьдесят лет он переплывал Днепр). Тогда впервые Глущенко меня поразил своей чрезвычайностью. По отношению к женщинам он был парижанином. Николай Петрович так умел говорить с женщиной и на нее смотреть, что каждая чувствовала себя первой красавицей. Он и по-украински разговаривал как иностранец. Он любил свои работы, но всем дарил их очень щедро. В мастерской обязательно угощал кофе. У него был удивительный шоколад и альбомы по изобразительному искусству, а также украинский уголок - диван, тканый коврик, опишнянская и косивская вазы и очень много сухих цветов. Когда ему дарили цветы, он их не выбрасывал, поэтому вся мастерская была в цветах».
Долгие годы художник строго придерживался распорядка дня. Вне зависимости от дня недели и времени года он начинал работу в мастерской в 9 утра, обедал в 19.00, а в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник по дороге в мастерскую Глущенко заходил поздороваться в Министерство культуры. Уверяют, что из кармана его твидового пиджака всегда выглядывал свежий номер газеты «Юманите».
Художник завершил свой земной путь в Киеве и был похоронен на Байковом кладбище. Незадолго до смерти он отобрал 250 полотен, написанных в 1950-х, и попросил жену их сжечь. Картины нашли позже на антресолях в мастерской, и Министерство культуры передало их для хранения в музей, но без права экспонирования.
* * *
.
Сразу после смерти художника его вдова передала в дар Госархиву 54 полотна, а также его мольберты, краски, кисти и личные вещи. В 2012 г., после двухлетнего судебного процесса внучки художника Ларисы Глущенко и Госархива, апелляционная судебная инстанция вынесла вердикт о принадлежности картин всемирно известного украинского советского художника Глущенко в пользу Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины.
Стоимость картин Глущенко колеблется от 20 до 150 тысяч долларов. Благодаря упорству сотрудников и юристов архивной службы историческое и культурное достояние Украины удалось отстоять и сохранить.