Нашла на фейсбуке, решила запостить здесь.
Нижеследующий текст некто Михаил Малахальцев запостил в vk.com. Олимпиадникам перечитывать до просветления.
Дорогой Ренат! Вам отвечу подробно. Целью олимпиад изначально была популяризация математики, и они превосходно эту цель выполняли. Занятия математических кружков вели профессиональные математики, которые занимались научной работой, поэтому объясняли на школьном уровне основные идеи реальной математики. Олимпиадные задачи на начальном этапе полезны, потому что соревнование - это игра, а в игровой форме дети легче усваивают информацию, и само соревнование их привлекает. Сами задачи часто содержали фундаментальные идеи (до сих пор помню, как на олимпиаде открыл для себя один элементарный топологический факт, слова еще такого не знал, но понял - что причина этого факта в непрерывности :) Часть школьников, увлекавшихся математикой, более серьезно относились к соревновательной части (хотели победить), часть менее серьезно, но все понимали, что это лишь игра, поскольку вся эта деятельность была частью "образовательного процесса" в области математики. Со временем, по ряду причин, эта игра превратилась в самоцель, в профессиональный спорт, соответственно появились и тренеры, целью которых является специализированная подготовка к олимпиадам. Это вполне нормально, это бизнес: кто-то продает мебель, кто-то тренирует футболистов, кто-то тренирует ребят для математических олимпиад. Эта деятельность, однако, ничего общего не имеет с математическим просвещением, равно как и с математикой как наукой. Поэтому теперь тренерами являются, в основном, выпускники математических факультетов, не имеющие опыта научной работы, и даже не прошедшие самый начальный этап - защиту кандидатской диссертации. Это и понятно, у них совершенно другие задачи.
Теперь о "пагубности".
Речь идет о математически талантливых ребятах, которые серьезно относятся к олимпиадам и посвящают значительную часть своего время подготовке к ним. В самом начале решение олимпиадных задач приносит пользу, как развивающая игра, однако в скором времени молодой человек уже становится способным воспринимать более серьезные идеи, однако остается на уровне специфической "олимпиадной математики" (даже термин такое придумали :) Одновременно, человек привыкает к "быстрому решению" в один-два шага на основе ограниченного количества идей, что пагубно сказывается на способности воспринимать более глубокие идеи, осмысливать их и потом развивать, и в результате напряженное и длительной внутренней работы получать новое знание. Более того, и это совсем плохо для научного работника, человек приучается решать четко сформулированные задачи и теряет способность к творчеству, ведь 90% успеха - это формулировка задачи, а ее решение всего 10%. Усвоенное с детства представление о жизни: "ход - второй ход - решение - конфетка" потом остается на всю жизнь и уже неисправимо. Увы, видел немало примеров таких загубленных способностей. Характерным примером является ситуация, когда студент жалуется на своего научного руководителя, мол тот задачу четко не поставил, да не объяснил для чего это все нужно. Это синдром олимпиадника, когда я такое слышал, всегда понимал, что из этого студента уже ничего не получится.
Современные олимпиады больше подходят для воспитания людей, успешных в бизнесе, где действительно надо быстро проанализировать информацию и принять решение. И это прекрасно, только математика здесь совершенно ни при чем. В свое время, поняв во что превратились олимпиады, я ушел из жюри республиканской олимпиады и уверен, что поступил правильно.
Заодно скажу еще об одном явлении, хотя оно не является предметом обсуждения. Это, так называемая "научная работа учащихся", в особенности, когда речь идет о "первых самостоятельных результатах". Увы, это прямой обман, причем что недопустимо, обман детей. Как известно, научная работа имеет целью получения нового знания, которое и является результатом, при этом оно должно быть новым и ценным для всего сообщества. Здесь важно, не только, что результат новый, но и то, что он представляет ценность. Например, решение квадратного уравнения с "новыми" коэффициентами (возможных коэффициентов бесконечное число, а количество людей ограничено :) может быть "новым", но не представляет ценности. Или можно представить себе олимпиадную задачу с геометрической конфигурацией точек, прямых, окружностей и т.п. на плоскости, которую никто и никогда не рассматривал. Установление свойств этой конфигурации является новым, но не ценным, потому, что не приводит к развитию математики (я не говорю о случае, когда эта конфигурация является частью другой задачи). Так вот, никакой ученик не может получить нового ценного результата просто потому, что он еще не обладает достаточными знаниями (оговорюсь, есть примеры, когда в юном возрасте человек уже имеет достаточные знания для получения самостоятельных результатов, но это абсолютно исключительная ситуация, и уж конечно такой молодой человек не обратится к людям, руководящим "научной работой учащихся", а поищет кого-то посерьезнее). Чем опасна "научная работа учащихся"? Во-первых, любая ложь всегда опасна, для детей в особенности. Во-вторых, она формирует искаженное представление о сущности научной работы, приучает к мысли, что можно на примитивном уровне получить нечто важное, то есть совершить чудо :) Но чудеса проходят по другому ведомству :) В результате, такой "увлеченный" ребенок попадает в реальную жизнь, где выясняется, что надо долго и интенсивно работать только для того, чтобы понять в чем собственно проблема, быстро разочаровывается и естественно уходит (начинает тренировать олимпиадников - шутка :) Еще хуже, если он уже успел получить олимпиадное мышление, у него уже нет способности формулировать задачи.
Казалось бы, в молодости когда человек способен быстро воспринимать информацию, лучше потратить время на образование, на размышление над идеями, на совершенствование техники, но ведь за это по головке не погладят, грамоту не дадут, в списке министерства не упомянут. Зато "новые результаты", "выступления на конференциях", "победы на олимпиадах" приносят очки (голы и секунды :) И уже сложилось целое сообщество "специалистов", которые растят нашу смену:). Большая часть не бесплатно, однако есть и энтузиасты (наиболее опасны). В общем-то, здесь происходит то же самое, что и в других областях - инновации, мегагранты, диссертации с "новыми" нанорезультатами, универсиады, олимпиады, симпозиумы, своя кремневая долина - имитация бурной деятельности :)
Что же, пожалуй мне пора идти, послушаем, что студенты и молодые ученые нам расскажут о "квантовом запутывании", сейчас как раз школа-конференция идет :) К счастью, они не говорят о "новых результатах", может быть только о результатах (серьезных) научных групп в которых они работают, но и в этом случае они говорят "знаете, я не все еще понимаю, но занимаюсь тем, то и тем-то", что возможно в будущем приведет к новым результатам. Я уважаю их и их учителей (это действительно учителя, а не тренеры), наверное у этих молодых ребят еще нет новых результатов, но зато есть уже есть понимание, что такое наука и как она делается. Тогда, верю, и новые результаты не за горами :)