«Украинский Версаль» - так еще называют Подгорецкий замок, находящийся в селе Подгорцы Львовской области Украины. Особая уникальность замка в его архитектуре - ренессансный стиль дворца и укрепления с мощными бастионами. Это своего рода замковый комплекс, состоящий из трехэтажного дворца, костела, итальянского парка, постоялого двора и въездных ворот. Когда-то он являлся практически лучшим дворцовым комплексом Европы. Стоит он на Подольской возвышенности и входит в туристический маршрут «Золотое кольцо Украины».
Скорее всего, история замка берет начало примерно с 12 столетия, когда недалеко от селения Подгорцы стояло древнее городище, возле которого возвышалось некое укрепление (упоминается о нем и в «Слове о полку Игореве»).
Замок имеет форму квадрата. С востока, юга и запада замок окружает линия оборонительных укреплений, окруженная глубоким рвом и земляными валами.
На месте сегодняшнего замка существовали более древние укрепления, которые упоминаются около 1530 года. По заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского который купил замок в 1633 году у Пидгорецких, известный архитектор фортификаций Гийом Левассер де Боплан создал проект укреплений, а Андреа дель Аква - двухэтажного дворца с трёхэтажными павильонами по сторонам и башней, в стиле барокко и позднего ренессанса. Строительство велось на протяжении 1635-1640 годов. Служебные помещения образовывали квадратный двор с террасой, приспособленной для возможной обороны.
Отсчет своей истории Подгорецкий замок начал в 1440 году после получения привилегий Иваном Подгорецким от польского короля Владислава Ягайло III (1424 - 1444) на земли близ Плеснеского городища, которые в скором времени были укреплены замком на одном из отрогов подольской возвышенности, получившим имя своего хозяина.
Следующим поворотным моментом становится переход Подгорецкого замка в 1633 году вместе другими обширными владениями на территории нынешней Украины в руки великого гетмана коронного (главнокомандующего) Речи Посполитой, начальствующего в тот момент над базирующимися в этих краях войсками, Станислава Конецпольского (1591 - 1646).
Спустя два года новый владелец, вдохновленный удачным месторасположением замка, начинает сооружение нового дворца под руководством опытного французского военного инженера, принимавшего участие с ним в военных компаниях, Гийома Левассера де Боплана (1595 - 1685) и итальянского архитектора, имевшего опыт возведения фортификационных сооружений, Андеа дель Аква (1584 - 1656).
При Станиславе Конецпольском начинается возведение замка, объединившего в себе черты дворца и бастионной крепости. Это было небольшое укрепление, у которого репрезентативные функции были поставлены на первое место, а оборонительные - на второе. Эта итальянская схема известна под названием «palazzo in fortezza», т.е. «дворец в крепости» или «villa castello», т.е. «вилла замок». Подобную схему часто использовали, когда необходимо было построить не просто дворец, а укреплённую резиденцию, способную выполнять функции не только дворца, но и крепости. Самый интенсивный этап строительства пришёлся на 1637 - 1640 годы.
Вокруг имён архитекторов замка существует множество спекуляций. Чаще всего проект и строительство замка приписывают итальянскому архитектору Андреа дель Аква (1584 - 1656), поскольку именно он при Конецпольском был занят на строительстве укреплений в Бродах. Не менее популярная версия, что замок (в особенности его укрепления) могли возводиться по проекту Гийома де Боплана (около 1595 - 1685), известного военного инженера и картографа, который также тесно сотрудничал со Станиславом Конецпольским. Однако на самом деле нам неизвестно имя (или имена) архитектора, проектировавшего и строившего дворец на первом этапе. Например, есть данные, что в 1637 году, в разгар строительства замка, работами руководил львовский (?) архитектор Николай Сильвестри, а после его смерти в 1638 году строительство велось под руководством Йогана Людвига ван Вольцогена.
В качестве строительного материала использовался камень и кирпич. Замок в плане - квадрат с угловыми бастионами и замкнутым внутренним двором. Размеры квадрата (расстояние между оконечностями соседних бастионов) около 75х75 метров. Размер внутреннего двора ориентировочно 33х22 метра. Длина фаса (длиной наружной грани) бастиона - около 20 метров. Длина куртины (стены) между бастионами - около 30-33 метров. Оконечности внешних углов бастионов украшали вытесанные из камня изысканные 6-гранные сторожевые башенки.
Три стороны замка (западную, южную и восточную) окружали устроенные в куртинах казематы. Эти казематы могли использоваться для нужд обороны, но большую часть времени здесь располагались различные службы, в частности, кухня, склады и тому подобное. Часть помещений казематов могла использоваться для жилья. Во внутренний двор можно было попасть через подъёмный мост и ворота, украшенные, как с внутренней, так и с внешней стороны. Ворота представляли собой арку, устроенную в толще южной куртины. С внешней стороны арка была декорирована колоннами и рустом, а над аркой находился резной фриз и фронтон сложной формы. Верхняя часть ворот была украшена утончённым орнаментом с гербами владельцев. В верхней части фронтона находится герб Конепольских «Побог», в средней размещались два герба - «Кшивда» Ржевуских (слева) и «Шренява» Любомирских (справа), а в нижней - «Побог» Сангушков (в наши дни утрачен). Внутренний двор, а так же плоские крыши террас на куртинах и бастионах были вымощены каменными плитами. В юго-восточной части замкового двора находился колодец, глубиной около 36 метров. Строительство куртин и казематов, вероятно, было закончено к 1640 году.
Северную часть укреплённого комплекса занимает здание дворца, возведённое на линии северной куртины, между северо-западным и северо-восточным бастионами. Изначально здание дворца было двухэтажным, при этом все основные помещения дворца находились на 2-м этаже, потому часто в исследовательской литературе упоминается, что до 18 века дворец был 1-этажным. Нижний этаж дворца был отведён под служебные помещения. Под дворцом находились подвалы. Массивные боковые павильоны-башни и стройная башня, располагавшаяся по центру дворца, имели 3 этажа. Центральная башня, выдвинутая в сторону внутреннего двора в виде 3-гранного выступа, первоначально имела высокое завершение в духе позднего барокко. Боковые башни-павильоны занимали значительную часть площади двух бастионов северного участка укреплений. Первоначально крыша дворцового корпуса была покрыта листами меди. О том, как были оформлены фасады при Конецпольском, точных сведений нет. Вероятно, они были украшены рустом, пилястрами и декоративными карнизами. Со стороны внутреннего двора на первый этаж дворцового корпуса можно было попасть через дверь, находящуюся напротив замковых ворот. Работы по возведению и обустройству дворца, вероятно, были закончены в последнюю очередь. Известно, что в 1641 году было завершено обустройство интерьеров дворца. Тогда же пол был устлан покрытием, произведённым в мастерских Гданська (Польша). Камины и портал дверей, вырезанные из чёрного мрамора и декорированные гербами Конецпольского, украсили залы дворца в период 1643 - 1645 годов. Считается, что интерьеры дворца могли создаваться итальянскими мастерами.
В 1719 - 1729 годах у дворца появился третий этаж, после чего его здание приобрело современную монолитную форму, поскольку новая надстройка заняла пространство между боковыми павильонами дворца и его центральной башней. Благодаря надстройке дворца на 3-м этаже появились 4 новых зала. Кровля центральной башни была усечена, после чего доминирующими элементами замка стали кровли боковых павильонов, между которыми вытянулась монолитная четырёхскатная кровля с небольшим заломом, венчающая основной дворцовый корпус. Кровли павильонов также, вероятно, во время перестройки были изменены. Их высокие крыши завершили венцами, на которых были установлены фигуры Атласов, выполненные из меди. Атлас, находящийся на крыше восточного павильона, держит на плечах земной шар, Атлас западного павильона - символически образ Солнечной системы. Фасад дворца был декорирован пилястрами, находившимися между окнами, а сами окна были украшены резными наличниками, которые венчали чередующиеся фронтоны треугольной и полукруглой формы. Некогда (не ранее начала 18 века) центральная часть дворца (2-й этаж), со стороны внутреннего двора, некогда была украшена солнечными часами, а также образом Божьей Матери Хелмской, которая считалась покровительницей рода Ржевуских. Также, не ранее 18 века, центральный вход во дворец был украшен декоративной композицией (утрачена в наши дни), включающей гербы «Янина» Собеских и «Шренява» Любомирских, а также латинскую сентенцию «Quo via virtutis» (перевод - «Это путь добродетели/истины»?). Вполне вероятно, что при Вацлаве ещё и входы в лоджии были дополнительно декорированы. Так, в конце 20 века, над входом в западную (?) лоджию можно было увидеть устроенные там солнечные часы с надписью на латыни «Haec fortassis ultima» («Это [мгновение] возможно последнее»). Возможно, вторую лоджию некогда украшали другие часы с иной сентенцией. Здесь, в конце 19 века, хранились четыре больших ствола польских пушек.
До 1939 года в замке действовал частный музей князей Сангушко. В 1940 году замок в Подгорцах передается Львовскому историческому музею.
Дальнейшие коррективы в судьбу дворца внесла вторая Мировая война (1939 - 1945), во время которой часть замковой террасы была взорвана, коллекция разграблена, интерьеры значительно повреждены, а помещения использовались в качестве лазарета. Лишь благодаря Борису Григорьевичу Возницкому (1929 - 2012), директору музея, сразу по окончании военных действий спасти часть экспонатов, пополнивших экспозиции и запасники музеев львовщины.
Окончание войны не привнесло в судьбу Подгорецка значительных изменений - помещения использовались в качестве медицинского учреждения (костно-турбекулезный диспансер, госпиталь инвалидов, туберкулезный санаторий…), а тем временем бесценные исторические раритеты исчезали и уничтожались. Наглядным примером тому служит использование призамкового костела в качестве гаража.
Окончательному уничтожению внутреннего убранства жемчужины Подолья поспособствовал пожар 1956 года, который за несколько дней уничтожил остатки интерьеров и мебели.
Наконец после длительного перерыва в 1997 году Подгорецкий замок вновь оказался в ведении министерства культуры - теперь это филиал Львовской галереи искусств стараниями все того же Бориса Григорьевича Возницкого, который не оставил на произвол этот прекрасный памятник архитектуры и создал Фонд возрождения Подгорецкого дворца, силами которого сейчас ведутся реставрационные работы. А призамковый костел св. Иосифа был передан греко-католической епархии и в нем также проходит реставрация.
Первоначальный проект замка, воплощенный в жизнь дель Аква и Бопланом на холме над равнинным участком Малого Полесья по проекту “дворец в крепости” в стиле ренессанса из камня и кирпича, включал в себя двухэтажный дворец с трехэтажными центральной частью и боковыми павильонами в центре четырехугольного двора, окруженного оборонительными стенами и рвом с трех сторон, а с севера - итальянским парком. Западное крыло предназначалось для общественных мероприятий, восточное - личные покои хозяев. Внешние пространство замкового двора украшали фонтаны и скульптуры, оранжереи и зверинец, а для снабжения замка водой был устроен 38 - метровый колодец.
Во время реконструкции 1728 года дворец приобретать свой нынешний вид: достраивается третий этаж, купола боковых павильонов украшаются скульптурами медных Атлантов, один из которых удерживает Землю, а другой - Вселенную на своих плечах, ликвидируются ров и подъемным мостом, а прочие фортификационные сооружения украшаются лепниной и памятными знаками. Кроме того, Вацлав Ржевуйский внес значительный вклад в коллекцию дворца, пополнив ее новыми экспонатами живописи, оружия и литературы. Слава дворца, подкрепленная недельными пирами с балами и фейерверками, гремела по всей Европе, передавая из уст в уста описания Китайского, Золотого, Мозаичного, Рыцарского и других залов и кабинетов, с шиком отделанных позолоченных лестничных пролетов и потолков.
До наших дней сохранились все архитектурные объекты, но, к сожалению, внутреннее убранство дворца утрачено безвозвратно
Некогда ухоженный, украшенный трассами и фонтанами парк, окружающий Подгорецкий замок со всех сторон давно не видел руку художника. Лишь на липовой аллее заметно недавнюю работу садовых ножниц , в то время как этот парк чуть ли не единственный представитель итальянской школы на территории Украины. И, конечно, безжалостное время не пощадило ни фонтанов ни скульптур на его дорожках.
Фильмы, в которых задействован дворец: “Богдан Хмельницкий”, “Три мушкетера”, “Потоп”, “Дикая охота короля Стаха”, “Ошибка Оноре де Бальзака”.
Уникальный замковый комплекс в Подгорцах сохранился в относительно неплохом состоянии. Он может похвастаться не только замком, но и костёлом 18 века, заезжим двором 18 века и старинным парком 17-19 веков. Всё составные части комплекса находятся в запущенном состоянии, нуждаются в восстановительных работах и реставрации, но уже сам факт общей сохранности такого количества разнообразных объектов, сосредоточенных на небольшой площади, выделяет Подгорцы на фоне многих других городков и сёл, в которых также уцелели замки, дворцы, костёлы или парки. При этом к каждой из частей замкового комплекса можно применить слово «уникальный», поскольку ни подобного замка, ни парка, ни костёла и даже заезжего двора нет больше нигде в Украине. Объекты комплекса реставрируют, но очень медленными темпами, поскольку государство либо плохо финансирует реставрационные работы, либо не финансирует их вообще. Потребуется ещё немало лет, усилий реставраторов и десятки миллионов долларов, прежде чем Подгорцы смогут предстать перед посетителями во всей своей красе, но при этом уже сейчас, задолго до окончания реставрационных работ, посещение Подгорецкой резиденции оставляет в памяти неизгладимый след. Адрес по которому находится замок: Украина, Львовская область, Бродовский р-н, с. Подгорцы.
Источник:
Украинский Версаль - Подгорецкий замок