Внешность для женщины является интимной зоной. Конечно, «женщина» - в данном случае это большое обобщение, делаю его, опираясь только на свой опыт. Начну издалека: лет с 14 увлекалась фитнесом, потом выучилась на инструктора по нескольким направлениям и по вечерам стала вести группы - что-то вроде хобби плюс дополнительный заработок. Ходили одни женщины (мужчины предпочитали тренажёрный зал). Самый популярный женский запрос был «хочу подтянуть здесь и здесь». Вот это «подтянуть» с указанием на нужные места было наполнено заботой и надеждой на чудесное превращение. Не помню случая, чтобы кто-то сказал прямым текстом: «я хочу сжечь жир на бёдрах», даже если технически цель была именно такой. Однажды мне открылась тонкость ситуации: женщинам важна уверенность, они хотят почувствовать, что уже хороши, красивы, вне зависимости от состояния тела. Не надо ничего сжигать, убирать, отрезать. Всё что требуется - немного «подтянуть». Эта формулировка очень экологична, она позволяет обойтись без травм и ударов по самооценке. При неаккуратном обращении с темой внешности женщину легко ранить или как минимум вывести из равновесия.
Традиционная женская роль (я сейчас о европейской культуре) предполагает внимание к вопросам внешности - к телу, лицу, стилю. Традиции утратили силу, роли смешались, но попробуй признайся женщине, что она, на твой субъективный вкус, некрасива - наживёшь заклятого врага. Я бы даже пробовать не стала, и так ясно: давать оценки, особенно оценки внешности, особенно отрицательные оценки - очень скользкий путь. Мы понимаем условность понятия «красота» - что вкусы у всех разные и нет универсальных стандартов, но в той или иной мере мы на эту «красоту» претендуем. Мне кажется, женщины, фотографирующие рубцы и шрамы на своём теле, стремятся выразить ту же идею красоты, только по-своему, вразрез с общепринятым пониманием - мол, и без ноги и без груди мы остаёмся Женщинами и мы красивы: наша красота в преодолении трудностей, в том, чем мы занимаемся, что даём миру, во что верим сами. Эффект таких вызовов обществу бывает терапевтичен, в т. ч. для общества. (После этого пассажа мой аватар заиграл в новом неожиданном свете:))
Внешняя красота была и остаётся столпом женской идентичности. Сомнение в красоте - это автоматически сомнение в женской состоятельности, а в жёстких случаях - в праве быть. Пишу об этом
не в первый раз - тема периодически попадает в мой топ-10. Красота давно уже не про то чтобы нравиться другим - это устаревшая модель, она про то как нравиться себе. Хотела бы я посмотреть в глаза (и пожать руку) женщине, которая может сказать «я некрасивая» и не ощутить при этом дискомфорта, не уменьшиться для самой себя. Лично я не собираюсь обесценивать идею красоты, я её всячески культивирую. Люблю красивое. Впадаю в ступор, когда встречаюсь с людьми, обладающими безоговорочной для меня внешней привлекательностью. Люблю разглядывать выпирающие ключицы моделей и задницы голивудских актёров...
Понимаю тех, кто сражается против барби-стандартов. Но я бы не абсолютизировала влияние этих стандартов: барби - всего лишь миф, кукла, идущая по подиуму в странной одежде. Для большинства женщин барби-стандарты недостижимы в силу генетических факторов, а потому их довольно просто объявить «негармоничными», «вредными», несовместимыми с женским здоровьем а то и с жизнью. Для целеустремлённых есть пластическая хирургия. По-моему, более устойчивым и массовым влиянием обладает «среднестатистический» силуэт, то есть визуальный образ «обычного» члена популяции. (Опять же, влияет он в основном на женщин. У мужчин другие показатели состоятельности - ум, сила, деньги. Внешность для них не так важна.) Плохо не совпадать со среднестатистическим силуэтом, плохо быть полнее и плохо быть стройнее.
Нашла в своём старом тексте на тему стандартов красоты: "Индийцы сравнивают красивую женщину с коровой или слонихой. Мавританских девочек кормят насильно, начиная с семи лет - до тошноты, рвотную массу тоже заставляют съедать, чтобы девочки набирали вес".
Помню изображения женщин в советских школьных учебниках - нечто с округлыми икрами и мощными ручищами. Смотрела и задавала себе вопрос: всё ли так с моими ногами и руками? В детском саду мечтала стать посправнее, окружающий ландшафт со мной заметно контрастировал: рядом были милые ангелочки с ямочками и перетяжечками. Тогда никто не думал о здоровом питании, считалось, что детям нужно есть как можно больше, чтобы расти, «набираться сил». Я, как все, ела жареную картошку с котлетками, но не поправлялась. К счастью, бабушка-врач вовремя рассказала, что я «астеник» и быть «астеником» - нормально. Позже на смену советских тружениц пришли атлетичные модели 90-х и фильмы со Шварценеггером. Во мне проснулся интерес естествоиспытателя: можно ли путём тренировок изменить свою природу - выглядеть более спортивно при астеничном сложении? Сейчас это кажется смешным, а тогда было важно попробовать, поиграть в это. В итоге набрала 10 кг, получила кубики на животе. Я не была перекачанной и мужеподобной, даже близко. Зато поняла, что тип сложения - не приговор: многое возможно, если задаться целью, тело хорошо откликается на нагрузку. Как только перестала заниматься регулярно и есть в три горла, вернулась к своим 45 кг, без сожалений. Да и окружающий ландшафт поменялся: Кейт Мосс, мода на скинни-джинсы и здоровое питание сделали своё дело.
Возвращаюсь к интимному: тело выдаётся нам богом, природой или кем-то ещё. Мы его не выбираем. Мы смотрим в зеркало и видим кого-то, кого, хочешь не хочешь, надо считать собой. Этот «кто-то» нам не всегда нравится и не всегда мы смотрим на него своими глазами - нашими глазами смотрит культура, общество, семья, друзья. Нас то призывают возлюбить отражение в зеркале, то, наоборот, не смиряться с данностью - меняться, становиться кем-то другим, кем хочется. Оба варианта требуют большой внутренней работы. В процессе можно случайно разворошить контент, который принято относить к «комплексам», это болезненно. Легче вообще вычесть тело - не думать про него, не говорить вслух, как будто его и нет или как будто оно ничего не значит. Некоторые так и поступают.
Помимо тела (с весом и объёмом бёдер) у женщины есть лицо. Тут даже не знаю с чего начать, как обойти углы... Нет, пока начинать не буду, сразу перейду к стилю - он тоже про внешнее и тоже относится к вопросам повышенной интимности, так как затрагивает самооценку. Разрабатывая сценарий тренинга «Стиль как предпочитаемая история», мы с
O_z стараемся это учитывать. От нас вы не услышите «полезных советов» и экспертных мнений. Мы уважаем ваши вкусы, вашу индивидуальность, ваше право быть собой. Кстати, мужчин тоже рады будем видеть. Тренинг уже скоро - 9 ноября. Узнать подробности и записаться на участие можно на
странице в фейсбуке.
To be continued