Немного о воспитании кошек.

Oct 19, 2016 11:32

Захотелось мне тряхнуть стариной и вспомнить, что, кроме дрессировщика собак, я за свою жизнь побывала хозяйкой восьми кошек. Не считая пары десятков маленьких котят, которые временно обитали у меня, пока я искала им дом. Все они были очень разными, когда появлялись у нас, но было и общее - через какое-то время они становились такими ласковыми и приятными в общении, что с каждым из них мне очень жаль было расставаться.

Толчком к написанию этой статьи стала моя Фигаро. Дикая и кусачая дочь уличных кошек, рьяная охотница, случайным образом вытянувшая счастливый билет и оказавшаяся у меня дома. На тот момент на моей территории обитали три собаки (метис Федор, малинуа Айс, бордер-колли Калипсо) и кошка Матрена. Брать в стаю еще одну кошку я никак не планировала. Особенно такую невоспитанную дикарку с инстинктами камышового кота.

Фигаро царапалась, кусалась и воровала все, что плохо лежит. Точнее, все, что просто лежит. Например, у вас на тарелке, в миске у собаки, на столе или в сумке. Эта кошка не боялась воды, поэтому тщательно инспектировала грязную посуду в раковине, а также всегда надеялась выловить что-то ценное в унитазе, кастрюле на плите или собачьих мисках. Собак она тоже не боялась, и кинуться, например, за едой в зубы обедающей овчарки для нее было нормой жизни. Она профессионально ввинчивалась в сумки и рюкзаки, невзирая на пуговицы и молнии.

Как и положено котенку, передвигалась Фигаро во всех плоскостях дома. По шкафам, людям, собакам, шторам и одежде в гардеробе. Рассчитывать дистанцию и силу прыжка она еще не умела, а потому регулярно прилетала откуда-то на разные части моего тела, оставляя царапины.

Она - исключение, казалось мне, другие мои кошки были мягче и спокойнее. Уж с этой безумной мы точно не договоримся…

При всех этих бесперспективных вводных, с первой минуты появления Фигаро в доме я отдавала себе отчет в том, что это - ребенок, пусть и кошачий. И что большую часть мелких пакостей она совершает не из-за особенностей характера, а из-за банального отсутствия опыта. И в целях его приобретения. А значит, если по моей штанине забирается котенок, оставляя на ногах кровавые полосы (в тушке-то уже около килограмма), ругать его, в принципе, не за что. Надо объяснить, что под одеждой - тоже я, и мне там тоже больно. Надо взять себя в руки и не сбрасывать маленькую дрянь с криком на пол, а аккуратно снять и подумать, как предотвратить дальнейшие попытки этого неприятного действа.

В случае Фигаро, настоящим спасением домочадцев и главным рабочим инструментом для меня стал пульверизатор с водой. Первые две недели обитания Фигаро в доме я ходила с ним наготове постоянно, перенося за собой из комнаты в комнату. С его помощью оказалось очень легко объяснить, почему котятам не нужно лезть на стол, почему сидеть на моих руках во время ужина можно, а есть при этом из тарелки запрещается. Почему не нужно прыгать с разбегу на голые коленки, охотиться за пятками бегущего по коридору ребенка, качаться на шторах, играть с собачьим хвостом, вылетать во входную дверь…

Прелесть пульверизатора была в том, что он не портил наших с котенком отношений. Я не становилась карателем, Фигаро не обижалась и потихоньку делала выводы. Мою дочь Аглаю, которая не всегда могла справиться с активным котенком, я тоже научила пользоваться пульверизатором, а не руками.

Второй по важности задачей стало приучение котенка к лотку. Я верила, что Фигаро промахивается не из-за того, что она глупая кошка, а потому, что еще не понимает, где это делать удобнее. Я знала, что любое животное склонно к чистоте и соблюдению гигиены. И если вместо лотка она писает на подушку - значит, подушка сейчас кажется ей более подходящим местом для справления нужды, а лоток, очевидно, уступает в этом. Я меняла лотки, пробовала разные наполнители, пока не нашла тот, который Фигаро полюбился. Параллельно приходилось следить за ее безопасностью (что она не пытается есть наполнитель из бентонитовой глины, например) и за тем, чтобы лоток всегда был у нее в доступе на просторах квартиры (в итоге я их поставила два). Частенько я сама нарочито носила ее в лоток и предлагала им воспользоваться.

А еще я никогда не бросала Фигаро на пол. Бытует мнение, что кошки отлично приземляются (и это так), поэтому нормой у многих владельцев является просто «разжать руки», чтобы сбросить котенка вниз. Казалось бы, никто от этого ничего не теряет, но я заметила, что мои кошки от такого обращения перестают расслабляться на руках. Что логично, потому что доверять и расслабляться там, откуда тебя в любой момент внезапно сбросят на пол, как-то не получается.Поэтому Фигаро я принципиально, в любой ситуации, аккуратно опускала до самого пола и ставила на лапы. Что я получила? Расслабленную кошку в руках, буквально стекающую с ладоней. Доверяющую мне.

И последнее, о чем хочется упомянуть, это своевременные остановки. Я не знала, что нравится Фигаро, Фигаро не знала, чего от нее хочу я. Мы постепенно узнавали друг друга. Если я держала ее на руках, а она хотела уйти - я тотчас отпускала. Я признавала ее право избегать контакта и прикосновений. Если она пыталась укусить или оцарапать меня, я просто замирала - и следующим движением она замирала тоже. Я показывала ей, что понимаю ее негодование и не буду продолжать делать то, что ей не нравится. Она прощала мне ошибку и прекращала защищаться.

Сейчас Фигаро очень нежная и ласковая молодая кошка. Она постоянно приходит на ручки и очень любит гладиться. Очень нежно трогает меня лапами за лицо и трется губами о нос. Аккуратно обозначает свою зону комфорта, не выпуская когтей и не сжимая зубы. Да, она и сейчас не всегда может контролировать свое возбуждение и порой, точно шипастый клубок когтей и зубов, носится по дому. В эти моменты она может поцарапать - но я знаю, что и это скоро пройдет.

Мне по-прежнему совершенно не нужна вторая кошка в доме, но этот маленький пройденный путь становления доверия так ценен, что я уже сомневаюсь, смогу ли отдать Фигаро кому-то. Я признаю ее право на защиту своих границ, на общение, ласку, выплеск энергии, познание мира - а значит, я признаю ее саму и ее место в моей семье. И именно в этот момент она получает права стать МОЕЙ кошкой.

жить вместе, мы в ответе

Previous post Next post
Up