Поле через четыре дня исполнится два года и пять месяцев. К этой дате она уже почти начала любить садик, по крайней мере на мой вопрос о том, как она там провела день, Полина отвечает "халасо, мам", и это очень меня радует. Любит собирать лего, строить башни из кубиков (в этом месте хочется сказать голосом папы Свина из "Свинки Пеппы": Все любят строить башни из кубиков! - да-да-да, свинка Пеппа - один из любимых мультов теперь, но и мультфильмы из нашего детства и даже из детства наших родителей Полина смотрит с удовольствием. На ночь обязательно читаем книжки. Я тут прикупила три прекрасно оформленные книги с рисунками В.Сутеева: сказки К.Чуковского, сказки по мультфильмам и сказки М.Пляцковского, так мы их уже почти до дыр зачитали. Особенно про Айболита. Даже я с моей крайне высокой невысокой способностью к заучиванию наизусть (прямо беда в школе была со стихами) практически всего Айболита теперь могу на память рассказать.
А это фотографии садиковых будней (хозяйка сада рассылает родителям по вотцапу фотографии их чад - приятно).
Болтает Полька практически без умолку, но, хотя мы с Мишей и разбираемся в ее диалекте, иногда, бывает, кое-что расшифровать не можем. Переспрашиваем, а, если снова не понимаем, делаем вид, что поняли, но друг на друга смотрим с недоумением. И теперь я про Полину записываю, записываю все, что мне представляется важным, смешным и интересным.
Ест куриный суп.
После первой ложки восторженно: Ку-у-урочка!
А затем довольно и умиротворенно: Люблю курочку.
***
Сосредоточенно рисует девочково-розовым маркером ломаные линии на листе формата А-4.
Закончила и говорит: Молоко купить. И сахар.
Это типа она список для похода в магазин написала.
***
Бежит в туалет и сообщает: Писать. Сто лет не ходила.
***
Сидя на взрослом унитазе, опускает себе на спину крышку.
Это значит, Поля - черепашка или Поля -улитка - зависит от настроения.
***
Я ударилась ногой о кровать, появилась ссадина.
Поля смотрит на нее, гладит и говорит: Бедняжечка!
Затем деловой походкой направляется к выходу из комнаты, давая мне наказ: Сиди, мама, скоро приду!
Я знаю, что Поля направилась за кремом, чтобы помазать мне в лечебных целях рану.
***
Смотрит на фотографии себя в младенческом возрасте:
- Поля маленькая была. Помнишь, папа?
***
Я разбираю Полины вещи. Показываю Поле ту, что стала ей мала, и говорю, что отдам ее другой маленькой девочке, потому что Поле эта вещь уже не подходит.
На это Полина отвечает: Совсем не жалко, мам.
Через некоторое время, подумав: Жалко. Чуть-чуть.
***
Я ем картошку с печенкой. Поля уже поужинала. Однако, несмотря на это, подходит ко мне, открывает рот. Соответственно мне нужно туда что-то положить.
- Поля, - говорю, - это печенка. Не знаю, будешь ли ты есть.
Положила кусочек Полине в рот.
- Вкусно, - прожевав, заявляет Поля.
И добавляет с некоторым сомнением: Вроде.
***
Играет в опасной близости от стены. Мы предупреждаем, чтобы Поля была аккуратна, иначе пробьет головой стену.
- Поль, пробьешь стену головой, что делать будем?
- Чинить!
***
Рассматриваем книжку с наклейками. От одной страницы оторваны наклейки в виде цветочков. Я говорю, мол, были здесь цветочки, куда-то все сплыли.
- На море - констатирует Поля.
***
Поля ползает по дивану и комментирует свои действия:
ползет с одного края: Плыву по морю, река.
ползет на другом краю: Приплыла в город, спать легла.
***
- Мааааам!
- Поля, не могу прийти, у меня дела. А у тебя дела?
- Нет, не дела, просто играю.
***
Едем в машине в садик. Полина спрашивает (начала совсем недавно задавать вопросы: куда едем, что делаешь, почему).
- Мам, почему осень?
Я озадачилась, но решила, что буду ребенку объяснять по-взрослому, а не всякие там сюси-масюси: листья опали, поэтому осень. Короче, пустилась в доступной форме в пространный рассказ о том, как Земля вертится вокруг Солнца, что оно ей то один бок припекает, то другой и прочее-прочее. Поля меня слушала внимательно, не перебивала.
- Понятно, Полина? - спрашиваю.
- Понятно, - отвечает Полина.
А через пару минут: Мам, почему осень? Не понятно.
***
Изучает околоподъездный стенд с информацией.
- Читаю, - говорит
- Полина, Пойдем домой. - просит Миша.
- Читаю, пап, минуточку.
***
Спрашиваю Полину, кто ей заплел вчера в садике такие замечательные косички.
Полина, показывая на распущенные волосы: Нету косичек, пропали. Собачки съели.
***
Опять про щит информации рядом с подъездом.
Подошла туда вместе с бабушкой и спрашивает, кивая в его сторону: Что пишут?
***
С утра встала с температурой, в сад не пошла и была тряпочкой вплоть до обеда, когда до последней капли съела куриный суп.
Я говорю:
- Поля, надо померять температуру.
Поля поднимает руку:
- Вот она мышка, мама.
Я ставлю градусник.
Поля, зажимая его под мышкой, выдает:
- Доктор сказал... - пауза
- Что сказал доктор, Поля? - с нетерпением спрашиваю я.
В ответ:
- Доктор сказал … больна.
***
Фаня мявкает.
Правильно, ведь собака же гавкает.
***
Логические связи.
В одной из книжек с рисунками Сутеева, которая по сказкам Пляцковского, есть сказка про черепаху, которая перевернулась на спину и не может перевернуться обратно. Полина, как только я начинаю читать первое предложение этой сказки, говорит о какой-то палочке. Я не понимаю, но на всякий случай поддакиваю, а о чем поддакиваю - не знаю. Но про палочку Поля говорит каждый раз, как только открывается страница с перевернутой черепахой.
И на какой-то раз до меня доходит, что наш, не побоюсь этого слова, гениальный ребенок, говорит не просто о какой-то палочке, а о палочке, как о рычаге, который использовали звери из другой сказки из другой книжки Сутеева, в которой лося придавило деревом и мелкие зверята, соорудив из палки рычаг, это дерево подняли и спасли лося от верной гибели от зубов волков.
Вот так-то!
P.S. Скоро в садике новогодний утренник. Поля будет белочкой и снежинкой. Сегодня поеду покупать ткань для того, чтобы сделать из нашей девочки белочку и снежинку. Вот оно - началось!