Непростой простой карандаш

Feb 07, 2013 13:29

Есть у меня в запасниках один простой карандаш. 
Однажды папа принес его в дом и сказал мне, что карандаш довольно старый, и чтобы я его хранила. 
Прошло больше двадцати лет с тех пор. Каким-то чудом этот небольшой канцелярский предмет не только не затерялся во времени, но остался даже нетронутым точилкой. 
Однако только недавно я узнала, чем же так интересен этот карандаш.






Производство карандашей под маркой "Hammer" началось в Советском Союзе в период НЭПа. Новая экономическая политика, сменившая политику военного коммунизма, повернулась лицом к западному капиталу. Привлечение иностранцев в промышленность стало одной из важнейших экономических задач советского правительства. 
Арманд Хаммер родился в Нью-Йорке в семье эмигрантов, приехавших в Америку из Одессы в 1875 году. Арманд окончил Колумбийский университет в степени бакалавра медицинских наук, но решил не посвящать себя медицинской деятельности. Однако после вынужденного ухода отца от дел, взял на себя заботу об основанной им маленькой фармацевтической фирме и стал первым американцем, который в студенческие годы заработал миллион долларов.
В 1921 году Хаммер отправился в молодую советскую республику, чтобы востребовать долги за поставку медикаментов во время гражданской войны. Долги ему вернуть не удалось, зато, будучи знакомым со многими социалистическими деятелями в Америке, а также будучи внуком бабушки-социалистки и сыном отца - активиста рабочего движения и одного из основателей коммунистической партии США, смог расположить к себе советских лидеров, включая самого В.И. Ленина.
Американец смог договориться о поставке в РСФСР пшеницы из США в обмен на пушнину, черную икру и драгоценности, оставшиеся от свергнутой власти.  Ценности из России ушли, но пшеницы было поставлено ничтожно мало, чтобы удовлетворить нужду голодающих советских граждан. Затем была концессия на разработку асбестовых рудников на Урале, которая также провалилась. Однако власть закрыла на все это глаза.
Ленин содействовал тому, чтобы все в советском государстве благоприятствовало деятельности Хаммера. Это была своего рода реклама, целевой аудиторией которой являлись капиталистические толстосумы, должные понять, что с новым государством можно иметь бизнес.
На волне ликвидации неграмотности и обнаружившейся нехватки карандашей Хаммер в 1926 году получает разрешение от советского правительства на создание концессии по их производству.  Даже не представляя процесс производства карандашей, Хаммер едет в окрестности Нюрнберга, где расположены знаменитые карандашные фабрики немецкого семейства Фаберов, чтобы приобрести соответствующие знания. Оттуда привозит бывших работников фабрики, которые и должны положить основу производству советских карандашей.
Хаммеру выделяют землю под строительство производства и коттеджей для избалованных комфортом проживания немецких специалистов прямо в Москве на берегу одноименной реки.
Карандаши на фабрике Хаммера производились качественные, что вызывало негодование советских чиновников. Замнаркомторга СССР Хинчук в мае 1928 года писал, что хаммеровские карандаши заполонили весь рынок. И, хотя они дороже изделий Мосполиграфа, люди предпочитают именно их. Хозорганы постарались придавить концессионера, введя заградительные пошлины на американский кедр, из которого производились "рубашки" хаммеровских карандашей. Однако американскому кедру была найдена замена в русских лесах.
На волне индустриализации, которую затеял новый вождь Иосиф Сталин, началось избавление от предпринимателей-иностранцев. Эпоха НЭПа закончилась для них окончанием бизнеса в молодом советском государстве, который у них обычно просто отнимали. Хаммер стал исключением и в этой ситуации. Карандашная фабрика была в начале 1930 года у него выкуплена государством.
15 марта 1930 года вместо карандашной фабрики Хаммера стала действовать Государственная карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти.




Сам же Арманд Хаммер в глазах сталинских верхов сохранил статус эксклюзивного иностранца. Приобретал недвижимость в центре Москвы, а также драгоценности, живопись, иконы и прочие ценности, оставшиеся от царских времен. Уехав из СССР во Францию, а затем в США, Хаммер не потерял связей с советским государством. Он дожил до 1990 года и не раз возвращался в Союз, где встречался с его лидерами.

старье берем, для сообщества soviet_life, ностальжи

Previous post Next post
Up