Историко-дидактический анекдот

Nov 12, 2022 17:30

Как известно, великий баснописец И.А.Крылов воспитывал великокняжеских отроков в Царском Селе. Так же, как и Сократ, он занимался с ними в саду.
Однажды один юный князь сильно опоздал на урок и, вбежав, запыхавшись, в беседку, сказал:
- Дедушка Иван Андреевич, простите великодушно. Я стоял аки вкопанный перед каменной скамьей, на которой кто-то вырезал три буквы: Х, У и Й. Дорогой Иван Андреевич, объясните, пожалуйста, что он имел в виду?
Великий баснописец задумался на несколько секунд и сказал:
- Дети, мои, запомните - это очень важно! Это старинная форма повелительного наклонения глагола "ховать" : совать - суй, ховать - хуй.
Мимо как раз проходил император. Ему это очень понравилось. Он снял перстень с пальца и, протягивая баснописцу, сказал:
- На, хуй на память.







Иван Андреевич Крылов служил библиотекарем в императорской публичной библиотеке и жил в том же обширном здании. Как-то раз царская семья Николая I поселилась на лето в Аничковом дворце. А он расположен совсем рядом с библиотекой - их разделяет всего 200 метров зелёных насаждений. Однажды на Невском проспекте во время прогулки император Николай Павлович встретил Крылова, обрадовался и произнёс: - А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давненько не видались мы с тобой...

На это баснописец ответил: - Да, давненько, Ваше Величество! А, ведь, кажись, мы с Вами соседи?
Еще про дедушку Крылова - от Виктора Конецкого:

Мы сидели друг против друга на жестких полках, поезд
уносил в глубины Кольского полуострова, и надо было
знакомиться. Для затравки я спросил у капитан-лейтенанта про
старинную книжку в кармане его шинели. Обратился, конечно, на
"вы" и, кажется, даже начав с уставного: "Разрешите обратиться,
товарищ капитан-лейтенант?"
-- Брось, зови меня Колей. Можешь даже на "ты". Фамилию
запомнишь сразу: Дударкин-Крылов. Я правнук дедушки Крылова.
Про лебедя, рака и щуку еще не забыл на службе? Прабаушка
служила у баснописца кухаркой, а старик любил пошалить между
баснями, -- и капитан-лейтенант залился в приступе почти
беззвучного смеха. А передохнув, закончил: -- Пушкина-то хоть
знаешь, лейтенант? "Собравшись в дорогу, вместо пирогов и
телятины я хотел запастися книгою..." -- и опять беззвучно
засмеялся.
Своим тихим и лукавым весельем нравился мне
Дударкин-Крылов с каждой минутой больше и больше.

- Откуда, вообще, появилось выражение «дедушка Крылов»?

- «Дедушка Крылов» - это слова из песни друга Пушкина, поэта Петра Вяземского. Она исполнялась на юбилее Крылова в 1838 году. Почему именно 1838‑й - отдельный разговор. Дело в том, что точная дата его рождения неизвестна, а 1769‑й - лишь одна из возможных. Идея же праздновать юбилей Крылова именно в 1838 году, в сущности, принадлежала императору Николаю I. Задача была такая: перебить годовщину гибели Пушкина, в которой, естественно, были основания обвинять царя. Власть хотела отвлечь внимание общественности мощным юбилейным торжеством другого великого писателя. Вот на этом юбилее и пелись куплеты Вяземского с постоянным рефреном: «Здравствуй, дедушка Крылов!».

- А у Пушкина с Крыловым какие отношения были?

- Они были в прекрасных отношениях. Вообще, неизвестно, чтобы хоть с кем-то Крылов был в плохих отношениях. Но все-таки Пушкина он, безусловно, выделял в отличие, например, от Грибоедова. Кстати, Пушкин, Грибоедов, Вяземский и Крылов даже собирались в турне по Европе в 1828 году, когда Грибоедов последний раз вернулся из Персии. Это есть в воспоминаниях Вяземского, который отнес себя к «четырем великим русским писателям», как бы примазываясь к чужой славе. Во всяком случае, известно, что и Пушкин уважал Крылова, как и всякий выросший на его баснях. Крылов очень резко отреагировал на гибель Пушкина. Известно, что обычно флегматичный, он кричал и стучал.

- Я читал, что Пушкин посещал Крылова, когда писал «Историю Пугачевского бунта». Крылов же был свидетелем восстания Пугачева?

- Ему было пять-шесть лет. Наверное, это должно было повлиять, но, когда Пушкин просил у Крылова какие-нибудь сведения о Пугачевском бунте, тот, в общем-то, отделался ерундой. Любопытнее другое. Крылов жил рядом с Гостиным двором, в доме для служащих Публичной библиотеки Петербурга. Так вот к нему постоянно прилетали голуби Гостиного двора. Он их приучал, кормил, пускал в свою квартиру. Есть замечательные рассказы о том, как роскошные персидские ковры, устилавшие покои Крылова, все были изгажены голубями безо всякой меры. Посетители, когда приходили к нему в гости, поднимали тучи голубиных перьев. Крылову это нравилось. Вот и Пушкин, франт, знавший толк в одежде, вынужден был садиться в кресло, на котором, кроме него, сто голубей сидело.

- Еще про Крылова говорят, что он был жутким обжорой.

- Это чистая правда. В своей книге я подробно описываю один из обедов Крылова в доме директора медицинского департамента Александра Тургенева. Остались воспоминания гувернантки Тургенева, Надежды Михайловны Еропкиной, записанные внуком Тургенева. Позволю привести себе один отрывок.

«Я отлично помню этот последний обед Крылова. Была уха с расстегаями, которыми обносили всех, но перед Иваном Андреевичем стояла глубокая тарелка с горою расстегаев. Он быстро с ними покончил и, после третьей тарелки ухи, обернулся к буфету. Емеля (слуга Тургенева) знал уж, что это значит, и быстро поднес ему большое общее блюдо, на котором оставался еще запас.

Телячьи отбивные котлеты были громадных размеров - еле на тарелке умещались, и половины не осилишь. Крылов взял одну, затем другую, приостановился, окинув взором обедающих, быстро произвел математический подсчет и решительно потянулся за третьей... «Ишь, белоснежные какие! Точно в Белокаменной», - счастливый и довольный поведал он. Покончить умудрился он раньше других и, увидев, что на блюде остались еще котлеты, потребовал от Емели продолжения.

Громадная жареная индейка вызвала неподдельное восхищение.

- Жар-птица! - твердил он и, обратившись ко мне, жуя и обкапывая салфетку, повторял: - У самых уст любезный хруст... Ну и поджарила Александра Егоровна! (Кухарка.) Точно кожицу отдельно и индейку отдельно жарила. Искусница! Искусница!..

Но вскоре новая радость. Крылов очень любил всякие мочения. Дедушка это знал и никогда не забывал угодить ему в этом. И вот появились нежинские огурчики, брусника, морошка, сливы... «Моченое царство, Нептуново царство!» - искренне радовался Крылов, как вишни, проглатывая огромные антоновки».

Более того, Крылов не только гордился своим обжорством, но и бравировал им, любил рассказывать о нем. Но умер он, по официальной версии, от паралича легких, а не от обжорства - это легенда.
Вот такие "Х, Y и И с птичкой", как писал Аркадий Арканов.

#Сократ, #АркадийАрканов, мат, #дедушкаКрылов, #ВикторКонецкий, анекдот, анекдоты, хуй, #НиколайI, история

Previous post Next post
Up