«Моторваген» Карла Бенца был шумным и дымным. Из-за жалоб горожан в 1888 году власти герцогства Баден дали ему письменное разрешение на использование его несовершенного транспортного средства на общедоступных дорогах. Впрочем, это разрешение ещё не считалось водительским удостоверением.
Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая
14 августа 1893 года префектом полиции
Парижа Луи Лепином ныне неизвестному французскому автомобилисту.
Тогда подобные справки выдавались без каких-либо
экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.
Обязательный экзамен был впервые введен в
1899 году в
Чикаго. В
Великобритании подобный экзамен был введен только в
1934 году[1].
Первый российский
шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в
1900 году. Документ был введён постановлением
Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».
Как сообщает
ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.
В
1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.
В
1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в
Петрограде (
Ленинграде), например, не признавались в
Москве.
Лишь в
1936 году выдавать «права» стали
органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название - «удостоверение шофёра». В
1963 году СССР присоединился к
Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось
международное водительское удостоверение. С
70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.
Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную функцию: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности). В талоне, выдаваемом совместно с водительскими правами, имевшими вид отдельной книжки, указывались 8 видов грубых нарушений правил движения, за совершение любого из которых производилась отметка о предупреждении. Отметка производилась посредством
перфорациисоответствующего пронумерованного сектора талона.
-
Водительские права, выданные в Москве в 1908 г. известному капиталисту Юлию Гужону. Эти права привязаны к единственному автомобилю, Ла-Буир в 15 лошадиных сил. У Гужона была ещё одна машина, 20-сильный "Вестингауз", и соответственно, другие права.
-
Водительское удостоверение, выданное заключённому ГУЛАГа, январь 1941
-
Удостоверение шофера, 1955
-
Обложка удостоверения шофера, 1955
-
Талон предупреждений, 1974 г.
-
Обложка водительского удостоверения СССР, 1985 г.