Объединенная Ост-Индская компания. 20 марта 1602 года

Mar 22, 2018 12:19


20 марта 1602 года была основана Объединенная Ост-Индская компания (VOC) с участием правительства и уставным капиталом в 6,5 миллионов флоринов. Компания была учреждена Генеральными Штатами - верховным органом Нидерландов. На основании хартии, выданной на 21 год, VOC получила монопольное право торговать на всей территории от мыса Доброй Надежды на юге Африки до Магелланова пролива на юге Америки. Так власти небольшого государства на севере Европы решили судьбу двух океанов - Тихого и Индийского. От имени правительства Нидерландов Ост-Индская компания вступала в международные торговые соглашения, объявляла и вела войну, заключала мир, создавала фактории и крепости, осуществляла судопроизводство - т.е. полностью представляла интересы страны за рубежом. По сути VOC стала одним из первых примеров корпорации-государства - это первое в мировой истории коммерческое объединение, у которого были свои военный и торговый флот, армия, полиция и даже свой монетный двор, уникальная продукция которого и представлена в нашей коллекции.

Именно с созданием и развитием VOC эксперты связывают небывалый экономический подъем Голландии. Благодаря компании, Нидерланды в XVII веке превратились в лидирующую торговую и морскую державу. Компания состояла из шести Палат (Kamers) - по числу портовых городов, принявших участие в формировании уставного капитала: Амстердам, Миддельбург, Энкгуйзен, Делфт, Хоорн и Роттердам. Делегаты Палат избирали специальный комитет - «Семнадцать Господ» (Heeren XVII), реализовывавший верховную власть в компании. Кстати, одним из директоров VOC был бургомистр Амстердама Николаас Витсен - большой друг нашего императора Петра I. Компания имела свою эмблему, флаг и устав, который закреплял право любого гражданина Республики Объединенных провинций Нидерландов стать акционером. Отсюда, очевидно, и крайне пестрый состав ее вкладчиков: от богатых эмигрантов до бедных евреев. История трепетно сохранила для нас имена ложкаря Тийса Диркзуна, купившего акции на 150 гульденов, и швеи Клациен Клаасдохтер с ее 100 гульденами.



Флаг Голландской Ост-Индской компании

Именно Голландская   Ост-Индская   компания  стала первой акционерной фирмой в мире, так как впервые предложила своим учредителям нести долевую ответственность за судьбу парусников, отправляющихся на поиски новых земель, сокровищ и пряностей. Таким образом процент возможной прибыли пайщика напрямую зависел от суммы его вклада, мерой которого и были ценные бумаги. Каждая акция сначала стоила 3 гульдена (за эту сумму можно было купить три воза пшеницы). Всего же компанией было выпущено 2153 акции. Уже в 1604 году они стоили 110% от первоначальной цены, в 1610 году - 130%. В дальнейшем их стоимость росла на 10% в год. Так, за первые 120 лет истории VOC курс ее акций вырос до 1260%, правда, в дальнейшем пошел на спад. Пайщики не имели права забрать вложенный капитал, но могли продать свои ценные бумаги на бирже. Такая политика помогала сохранить уставной капитал компании, которая очень скоро превратилась в отлаженный механизм для извлечения прибыли.



Первая акция Голландской Ост-Индской компании от 9 сентября 1606 года

Первоначально дивиденды вкладчикам выплачивались привезенными из плавания товарами, а с 1644 года - деньгами. В общей сложности VOC насчитывала 1143 акционера, что, безусловно, является самым ранним в истории свидетельством истинного триумфа капитализма. Кстати, далеко не всем известно, что на данный момент самой старой в мире ценной бумагой считается акция именно Голландской Ост-Индской компании от 9 сентября 1606 года. Ее номинал - 150 гульденов. Акция была выпущена на имя жителя города Энкхаузен Питера Харменшуна. Бумагу в архивах Утрехтского университета в 2010 году обнаружил студент-историк Рубен Схалк.

Как это ни удивительно, но уже вскоре голландцам удалось потеснить на ниве международной торговли тогдашних фаворитов мировой морской истории - испанцев. Здесь на помощь нидерландцам пришел их чрезвычайный прагматизм. Дело в том, что испанцы, отправляясь на завоевание новых земель или в торговое путешествие, были одержимы идеей мессианства. Однако распространение Слова Божьего выходило в копеечку - армия миссионеров была велика, требовала хорошего содержания и больших расходов на «перековку» местного населения в христианскую веру. Всех этих хлопот были начисто лишены голландцы. Вопросы религии в торговле с местным населением волновали их в последнюю очередь. Главной задачей мореплавателей оставалась добыча мускатного ореха, гвоздичного масла, перца и корицы - четырех главных специй, превративших Утрехтскую унию (военно-политическое объединение северных провинций Нидерландов) в богатейшую страну Европы.

Огромные прибыли компании приводили к росту товарооборота - все больше людей хотели поучаствовать в выгодном бизнесе. Каравеллы VOC были доверху нагружены либо товаром, либо деньгами, став желанной добычей не только для пиратов, но и для мореплавателей из других стран - тех же португальцев.  Воевать без толку представлялось делом невыгодным, а потому Комитет «Семнадцать Господ» предложил изменить маршрут движения кораблей - вместо восточного побережья Африки и далее к Индии, Цейлону и Малайзии, корабли шли южнее Мадагаскара через Индийский океан до 120-го меридиана, а затем на север - к острову Ява. По пути следования голландцы основали колонию у мыса Доброй Надежды и в 1606 году открыли Австралию, названную ими Новой Голландией. Идея нидерландцев заключалась в том, чтобы основать на Яве форпост, укрепить его, а уж затем разобраться с конкурентами. Так на карте появился город Батавия (сейчас - Джакарта, столица Индонезии) с непобедимым гарнизоном и свирепым генерал-губернатором Яном Питерзуном Коеном (Куном). Он методично, без малейших угрызений совести вырезал всех сопротивлявшихся новой власти, причем не делал исключений ни для безбожников-аборигенов, ни для Братьев во Христе из Британии и Португалии. Кун, вошедший в историю знаменитой максимой «Dispereert niet, ontziet uw vijanden niet, want God is met ons!» (Не отчаивайся и не щади врагов, потому что Господь пребывает с нами), убедительно продемонстрировал эффективность протестантской логики в бизнесе: «Прости, старик, ничего личного!» Когда в 1623 году на острове Амбон Кун руководил пытками и рубил головы благородным джентльменам из конкурирующей Английской Ост-Индской компании, он вовсе не испытывал эмоционального сладострастия, а лишь преследовал простую, как медный стивер, цель: выдавить британцев с острова и установить монополию VOC на производство гвоздичного масла.



Голландцы покупают Манхэттен. Гравюра

С такими беспощадными методами основным источником дохода VOC со временем стала уже не сама торговля, а принудительные поборы и налоги в факториях. Некоторые историки убеждены, что Голландская Ост-Индская компания была главным орудием, с помощью которого буржуазия Нидерландов путем насилия, вымогательств и захватов создала свою колониальную империю. Управляя подвластными землями, служащие компании не церемонились. Под страхом смерти местному населению запрещалась продажа семян и черенков пряных деревьев. Чтобы удержать монополию и не допустить падения цен, голландцы вырубали целые леса мускатника, а избыток специй сжигали. Не щадили и людей. В 1621-1622 годах нидерландцы захватили острова на востоке Индонезии, истребили большую часть аборигенов, а остальных обратили в рабство за то, что они продавали специи другим «белым людям». «История голландского колониального хозяйства развертывает бесподобную картину предательств, подкупов, убийств и подлостей,» - ну как тут не согласиться с Карлом Марксом!?  Именно в результате одной из многочисленных махинаций в 1626 году первый губернатор голландской колонии Новые Нидерланды Петер Минневит выкупил у индейцев за 60 гульденов (24 доллара) остров Манхэттен, на котором позже основал Нью-Амстердам (современный Нью-Йорк).



Герб Голландской Ост-Индской компании на здании в Галле (Шри-Ланка)

Кстати, с именем  Голландской   Ост-Индской   компании  связано немало других географических открытий. Например, британский капитан Генри Гудзон, состоящий на службе VOC, в 1609 году, когда искал морской путь в Китай через Америку, открыл позже названные в его честь реку и залив. После острова Ява голландцы захватили Борнео и Суматру, затем потеснили португальцев с Цейлона (монополия корицы), закрепились в Малайзии, проникли на китайский рынок через остров Формоза (Тайвань). Так, за короткое время Ост-Индская компания захватила лучшие гавани, в которых останавливались корабли, возвращавшиеся в Европу. Наконец, в 1652 году VOC основала на южной оконечности Африки факторию Капштадт (Кейптаун). Но и это еще не все. Голландцы добились эксклюзивных партнерских отношений с капризной Японией. Последующие 200 лет Страна Восходящего Солнца будет торговать с внешним миром исключительно через представительство VOC на острове Дешима (Дэсима). Этот насыпной остров длиной 600 шагов, лежавший недалеко от входа в гавань Нагасаки и обнесенный забором, был сооружен специально для торговли с европейцами. За его аренду голландцы платили 16 тысяч гульденов в год. Можно бесконечно долго спекулировать на тему близости самурайского духа и голландской целеустремленности, однако факт остается фактом: торговцев-португальцев японцы с позором выгнали, а с нидерландцами «ударили по рукам».


Любопытно привести список грузов, доставленных лишь одним из кораблей Голландской Ост-Индской компании в 1634 году: 326 733 фунта малаккского перца; 297 446 фунтов гвоздики; 292 623 фунта cелитры; 141 278 фунтов индиго; 483 082 фунта саппанского дерева; 219 027 предметов голубой посуды эпохи Мин; 52 сундука корейского и японского фарфора; 75 больших ваз и горшков, полных консервированных сладостей, преимущественно острого имбиря; 660 фунтов японской меди; 241 предмет из японского лака; 3 989 крупных алмазов грубой огранки; 93 шкатулки жемчуга и рубинов; 603 свертка персиянского шелка на платье; 199 800 фунтов цейлонского неочищенного сахара; 1 слон; 1 тигр. Согласитесь, внушительный перечень. Не удивительно, что недавняя новость о том, что у южноафриканского мыса Игольный найдены обломки судна с символикой VOC, затонувшего более 200 лет назад, стала настоящей сенсацией. Как оказалось, это было торговое судно Berderode. Историки выяснили, что в 1785 году оно возвращалось из Китая и Индонезии с грузом золотых слитков, фарфора, чая, специй, олова и атласа. Ночью близ южноафриканского мыса Игольный корабль наскочил на неотмеченный на карте риф и затонул, унеся с собой в морскую пучину ценный груз и 12 человек экипажа. Стоимость морского сокровища оценивается, по предварительным подсчетам, в 20 миллионов долларов.


К 1669 году VOC превратилась в самую богатую частную компанию, которую когда-либо видел мир. Выплата дивидендов достигла фантастических 75% в год - факт, безусловно, сказавшийся на благосостоянии всего государства. К этому времени Нидерланды уже завершили 80-летнее военное противостояние с Испанией, переломив в 1639 году хребет Армады в решающем морском сражении (77 кораблей потоплено, 24 тысячи солдат убито). На балансе VOC состояло 50 тысяч сотрудников, собственная 10-тысячная армия, 150 торговых судов, 40 военных кораблей. Кстати, ост-индские торговые корабли (VOC Schip или Spiegelretourschip) считались флагманами флота Голландии, причем совершенно заслуженно. Так, 1100-тонный Amsterdam (1748) легко было принять за линейный, особенно на расстоянии. Типичные голландские ост-индцы XVII века имели водоизмещение до 900 тонн, длину около 45 метров и команду до 60 человек.



Великое посольство Петра I в Европу (1697-98 гг.). Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском Саардаме (Саандаме). Гравюры Маркуса. (1699)

И здесь в самую пору вновь вспомнить о Петре I. В ходе поездки в Европу в составе Великого посольства 7 августа 1697 года, российский император под именем Петра Михайлова прибыл в голландский город Саардам на берегу залива Зюдерзее, где располагались знаменитые голландские судоверфи. Царь поселился в маленьком домике (сохранился до настоящего времени), и поступил работать на верфь, принадлежащую Линстру Роге. Ежедневно Петр наравне с местными мастеровыми работал от восходы солнца до позднего вечера. Однако после того как местные жители узнали, что рядом с ними живет высокопоставленный иностранец и стали проявлять излишний интерес к его персоне, император переехал в Амстердам, где вместе с другими волонтерами поступил на верфь Голландской Ост-Индской компании под начало корабельного мастера Класса Поола. Почти пять месяцев трудился русский царь у голландского фабриканта на постройке фрегата «Святые апостолы Петр и Павел». По окончании работ ему был выдан аттестат об успешном обучении. Этот документ благополучно  дошел до наших дней. Аттестат написан на пергаменте на голландском языке, внизу сохранились следы красной сургучной печати и делопроизводственная запись на русском языке «Петра Михайлова о корабельном деле». Вот полный текст этого документа:
«Я, нижеподписавшийся, Геррит Класс Поол, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 года по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали), во времена благородного здесь пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связываний, заколачивании, сплачивании, поднимании, прилаживании, натягивании, плетении, конопачении, стругании, буравлении, распиловании, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата «Петр и Павел», от первой закладки его, длиною в 100 фут (от форштевня до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственною рукою. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 15 января в лето господне 1698 г. Геррит Класс Поол, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме».



Медный стивер VOC

Однако продолжим подсчитывать деньги Голландской Ост-Индской компании. Вместе с ее доходами непомерно росли и расходы на управление разросшейся бюрократической машиной. Число подданных VOC постоянно множилось. Если ее начинателями были всего две с половиной сотни авантюристов, то в 1688 году в ней служили уже около 12 тысяч человек, а на ее торговых кораблях плавали еще 10 тысяч. Всего же за время существования VOC - с 1602 по 1798 год - присягу компании принесли около миллиона человек: солдаты и моряки, чиновники и купцы, ремесленники и люди без особого рода занятий, надеясь разбогатеть, спешили на край света - в Азию. Обогатиться удавалось, конечно, далеко не всем. Впрочем, акционерам Ост-Индской компании беспокоиться не приходилось, VOC приносила пайщикам стабильный доход. К слову, у руководителей компании он превышал порой 100%. Дела «Семнадцати Господ» вершились в глубокой тайне, они никому не давали отчетов.

Осмелимся утверждать, что о Голландской Ост-Индской компании хотя бы понаслышке должен знать каждый, кто хоть раз смотрел знаменитый голливудский фильм «Пираты Карибского моря». Так, во второй части картины «Сундук мертвеца» Уилл Тернер, Элизабет Сван, капитан Барбосса и, конечно же, любимый миллионами капитан Джек Воробей предпринимают рискованное путешествие через полмира, чтобы дать достойный бой огромной, прекрасно оснащенной армаде. Так вот эта армада являлась ничем иным как частью военно-торгового флота Голландской Ост-Индской компании. Во главе нее находился фрегат «Летучий Голландец» и его дьявольский капитан Дэви Джонс, который без суда и следствия уничтожал вольных разбойников на морских просторах от Багам до Тринидада (не исключено, что его прообразом стал уже знакомый нам жестокий губернатор Ян Кун). Не удивительно, что симпатии зрителей здесь всецело на стороне свободолюбивых пиратов.

Но вернемся к истории. Достигнув экономического и военного величия, дополненного беспрецедентным развитием науки и искусства, Нидерланды в начале XVIII века неожиданно покатились под гору. По уровню развития промышленности Голландия все больше и больше отставала от Англии. Все дело в том, что нидерландская буржуазия была ориентирована на вложение капитала исключительно в кредит и торговлю, совершенно не желая инвестировать в производство. В том числе и поэтому торговля в Голландии в основном имела посреднический характер: страна реализовывала не столько свою продукцию, сколько перепродавала товары других стран - откуда здесь взяться высокому уровню национальной экономики? Большое несоответствие между промышленными и торговыми возможностями Нидерландов стало одной из причин экономического упадка этой страны.

И вот, кстати, про еврейских пиратов.

#мойКалендарь, #Нью-Йорк, Европа, #Нидерланды, Вест-Индия, #ПетрI, американцы и британцы, море, история с географией, история, США

Previous post Next post
Up