Святосла́в Теофи́лович Ри́хтер (7
(20) марта 1915,
Житомир -
1 августа 1997,
Москва) - один из крупнейших
пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций
[5].
Основатель ряда музыкальных фестивалей, включая «
Декабрьские вечера» в
ГМИИ им. Пушкина.
Герой Социалистического Труда (1975).
Народный артист СССР (1961). Лауреат
Ленинской (1961),
Сталинской (1950) и
Государственных премий РСФСР имени Глинки (1987) и
России (1996). Первый в СССР обладатель премии «
Грэмми» (1960)
[6].
Святослав Рихтер родился в семье пианиста, органиста и композитора
Теофила Даниловича Рихтера (1872-1941), преподавателя
Одесской консерватории и органиста
городской кирхи; мать - Анна Павловна Москалёва (1892-1963), по матери фон Рейнке
[7], из русских дворян немецкого происхождения. Во время
Гражданской войны семья была разъединена, Рихтер жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
В 1922 году семья переехала в
Одессу, где Рихтер начал учиться игре на фортепиано и композиции. Рихтер вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого молодой Святослав постоянно слушал. Некоторые источники указывают, что Рихтер был в основном самоучкой, однако это скорее относится к тому, что он не проходил стандартный курс фортепиано, играя
гаммы, упражнения и
этюды. Первым произведением, которое начал играть Святослав, был ноктюрн
Ф. Шопена[8]. В это время он также пишет несколько театральных пьес, интересуется
оперным театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 год Рихтер работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем - в
Одесской филармонии. Первый сольный концерт Рихтера, составленный из сочинений
Шопена, состоялся в
1934 году, вскоре он получил место аккомпаниатора в
Одесском оперном театре.
Его надежды стать дирижёром не оправдались; в
1937 году Рихтер поступил в
Московскую консерваториюв класс фортепиано
Генриха Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Нейгауза, Рихтер вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году. Московский дебют пианиста состоялся
26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату
Сергея Прокофьева - впервые после автора. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром.
Молодой Рихтер
С началом Великой Отечественной войны Рихтер остаётся в Москве. Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и вскоре расстрелян
[9], как и многие другие немцы, а мать после освобождения города от оккупации нацистами покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии
[10]. Сам Рихтер в течение многих лет считал её погибшей. Во время
войныРихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в
блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева.
Большим другом и наставником Рихтера была
Анна Ивановна Трояновская (1885-1977), в её доме в
Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле
Метнера. В 1943 году Рихтер впервые встретился с певицей
Ниной Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах. Несмотря на брак, в среде музыкантов никогда не утихали разговоры о
гомосексуальности Рихтера
[11]. Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.
После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и
Виктором Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов. Концерты Рихтера в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были
Борис Пастернак и
Сергей Прокофьев. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в
1952 в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве
дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал
Мстислав Ростропович). Девятая соната Прокофьева посвящена Рихтеру и впервые им исполнена.
Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в
Нью-Йорке и других городах Америки в
1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканту присуждается премия «
Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта
Брамса[12].
В 1952 году Рихтер исполнил роль
Ференца Листа в фильме
Г. Александрова «
Композитор Глинка».
В 1960-1980 годах Рихтер продолжил активную концертную деятельность, давая более семидесяти концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
С. Т. Рихтер в Харькове (1966 год, фото
Ю. Щербинина)
Необычайно широкий
репертуар Рихтера охватывал сочинения от
музыки барокко до композиторов XX века, нередко он исполнял целые циклы произведений, как например «
Хорошо темперированный клавир»
Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения
Гайдна,
Шуберта,
Шопена,
Шумана,
Листа и
Прокофьева. Исполнение Рихтера отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Считается одним из крупнейших пианистов
XX века.
Рихтер - основоположник ряда музыкальных Фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля Музыкальные празднества в
Турени (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ
Тура,
Франция), знаменитых «
Декабрьских вечеров» в
Музее имени Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых -
скрипач Олег Каган,
альтист Юрий Башмет,
виолончелисты Мстислав Ростропович и
Наталья Гутман. В отличие от многих своих современников, Рихтер никогда не занимался преподаванием.
В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
В последние годы жил в
Париже, а незадолго до кончины - 6 июля 1997 года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в
1995 году в
Любеке.
Святослав Рихтер скончался
1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Похоронен на
Новодевичьем кладбище в Москве.
Вспомнился музыкальный одесский анекдот - как всегда, от моего друга детства
Авки - про другого одесского вундеркинда:
Однажды Давид Ойстрах приехал в Одессу на гастроли.
Вообще-то он в Одессу редко приезжал - как пели про другого одесского вундеркинда:
...у нас его все звали Мишка Рыжий.
Но он в Одессе не бывал -
ему бы только Лондон и Парыжи.
Идет он по Дерибасовской. Вдруг кто-то хватает его за руков:
- Привет, Додик! - Привет. Ты кто?
- Как кто? Я Хаим, мы вместе мяч во дворе гоняли.
- Слушай, Хаим, а кто ты по жизни? - Я холодный сапожник - как мой отец. А ты?
- А я на скрипочке играю. - Чего это за фигня такая? - Ты что, никогда не слышал? - Неа. - На контрамарку. Приходи к 7 в филармонию. Только потом не уходи - подожди у служебного входа. Посидим, пива попьем, поговорим...
Вот сидят они в Гамбринусе, пьют пиво.
Ойстрах - с замиранием:
- Ну как тебе? - Ну шо тебе сказать? Этой рукой - показывает правой движение смычком - ты ничего, красиво. А этой - показывает левой движение пальцами по грифу - ты, извини, просто выё.ывался.
Click to view
Click to view
Click to view