Шуховская башня. 19 марта 1922 года

Mar 20, 2018 18:59

19 марта 1922г. началась трансляция радиопередач с Шаболовской телебашни.  Первый проект башни на Шаболовке был разработан В.Г.Шуховым в 1919г. с расчетной высотой 350м (а подтолкнула его к этой идее обыкновенная ивовая корзинка). Из-за дефицита металла в период гражданской войны башню построили по второму проекту высотой 148,3м. 14 марта 1920г. началось строительство Шуховской башни. Строительство телебашни неоднократно прерывалось из-за отсутствия материалов, но при этом контролировалось Лениным, и поэтому работали на строительстве под страхом расстрела практически непрерывно. А после аварии при подъеме четвертой секции башни В.Г.Шухов был приговорен к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до завершения строительства. В начале марта 1922г. монтаж несущих конструкций завершился, а 19 марта 1922г. началась трансляция радиопередач с Шаболовской телебашни.
Строительство красивой и самой большой в России в то время башни вызвало всеобщий восторг. Образ Шуховской башни в виде уходящих в высоту секций-гиперболоидов вдохновил А.Н.Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».


Шуховская башня имеет оригинальную изящную сетчатую конструкцию, благодаря чему достигается минимальная ветровая нагрузка, представляющая главную опасность для высотных сооружений. Секции башни по форме - однополостные гиперболоиды вращения, сделанные из прямых балок, упирающихся концами в кольцевые основания. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на Эйфелевой башне в Париже. Кроме того проект Шуховской башни высотой 350м имел расчетную массу всего лишь 2200 тонн, а Эйфелева башня при высоте 300м весит около 7300 тонн.
Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25м каждая. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40м и глубиной 3м. Элементы башни скреплены на заклепках. Строительство Шаболовской башни велось без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и поднимались друг на друга.
За свою более чем 80-летнюю историю Шуховская башня служила опорой для антенн крупных радио- и телевизионных станций. Регулярные телетрансляции через передатчики Шуховской башни начались 10 марта 1939г., когда телецентр на Шаболовке передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939г. в Москве передачи принимали более 100 телевизоров ТК-1. И долгие годы изображение Шаболовской башни было символом советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая «Голубой огонек».
Сам телецентр сначала разместился в здании девичьего Варваринского приюта (дом 53), построенного на средства купца Лобкова. Здесь сироты получали начальное образование и навыки рукоделия. Но со временем в этом здании осталась лишь радиолаборатория, работавшая до 1967 года.
Именно В.Г.Шухов изобрел способ устройства сетчатых гиперболоидных башен (патент Российской империи № 1896 от 12 марта 1899г., заявлен 11 января 1896г.). Первая в мире гиперболоидная башня была построена Шуховым на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896г. Принцип гиперболоидных башен В.Г.Шухов использовал во множестве сооружений: водонапорных башнях, опорах линий электропередачи, мачтах военных кораблей.
Гиперболоидные башни Шухова востребованы и сейчас. В 1963г. в порту города Кобе в Японии была построена 108-метровая гиперболоидная шуховская башня (Kobe Port Tower). В 1968г. в Чехии по проекту Карела Хубачека была построена гиперболидная башня высотой 100м. В 2003г. была построена гиперболоидная башня Шухова в Цюрихе. Идеи гиперболоидных конструкций башен Шухова архитектор Михаил Посохин предложил использовать при строительстве небоскребов в «Москва-Сити». 610-метровая гиперболоидная сетчатая шуховская башня в 2005-2009 гг. была построена в Гуанчжоу в Китае. А на выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже изображение Шуховской башни использовалось как логотип.
В 1939г. Шаболовская башня подверглась серьезному испытанию: почтовый самолет из Киева из-за неисправности задел за толстый трос, который был протянут от вершины башни до земли. Трос остался после строительства, никому не мешал и никто им не пользовался. Самолет задел трос и развалился на куски, а Шаболовская башня получила сильный удар. Экспертиза показала, что башня достойно выдержала испытание, и даже не потребовался ее ремонт.
Шуховская башня признана памятником архитектуры и инженерной мысли, охраняется государством. Но башня никогда не реставрировалась. Попытки придать ей дополнительную прочность с помощью сварных элементов, признаются как варварство по отношению к уникальной конструкции. Во время усиления элементов башни был нарушен основной принцип, заложенный Шуховым, - определенная доля подвижности и самокомпенсации по отношению к внешним нагрузкам. Башня не защищается от коррозии Подвижное основание забетонировано, что нарушает шуховскую кинематическую схему конструкции. Шаболовская башня располагается на закрытой территории, и туристы не могут к ней подойти. Сейчас обсуждается вопрос о реставрации башни в ее первозданном виде и идея создания у ее подножия рекреационно-туристической инфраструктуры, включающей «Шуховский центр науки, культуры и искусства».
Сама улица Шаболовка, построенная «свободно», с большими огородами и палисадниками перед домами, интенсивно застраивалась в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Тогда появились многоквартирные жилые дома, было расширено трамвайное депо, которому передали соседние домовладения со зданием Серпуховской полицейской части (дом 13). Был снесен купол и разрушена колокольня Троицкой церкви (современный дом 21, построена в дереве в 1699 году, перестроена в камне в 1745 году, перестраивалась Н.Козлоским и Н.Никитиным), а внутри здания разместился Клуб трамвайщиков.
А там, где сегодня Конный переулок пересекается с Хавской улицей, на площади до Мытной улицы был «животинный двор» (там устраивались конские ярмарки).

#мойКалендарь, СССР, Москва, Ленин, история, радио

Previous post Next post
Up