Габриэ́ль Хосе́ де ла Конко́рдиа «Гáбо» Гарси́а Ма́ркес[6][7] (
исп. Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez
[ɡaˈβɾjel ɡarˈsia ˈmarkes];
6 марта 1927[8],
Аракатака -
17 апреля 2014,
Мехико[9]) - колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат
Нейштадтской литературной премии (
1972) и
Нобелевской премии по литературе (
1982). Представитель литературного направления «
магический реализм».
Родился в колумбийском городке
Аракатака (департамент
Магдалена) в семье Габриэля Элихио Гарсиа (
исп. Gabriel Eligio García) и Луизы Сантьяга Маркес Игуаран (
исп. Luisa Santiaga Márquez Iguarán)
[10]. Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре, но мальчик остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии - Транкилина Игуаран Коутс (
исп. Tranquilina Iguarán Cotes) и полковник Николас Рикардо Маркес Мехиа (
исп. Nicolás Ricardo Márquez Mejía)
[11][12]. Именно дед и бабушка, каждый из которых был превосходным рассказчиком, познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества
[13]. Когда Гарсиа Маркесу было девять лет, его дед умер, и Габриэль переехал к родителям в Сукре, где его отец владел аптекой
[12][14].
В 1940 году, в возрасте 13 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в
иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от
Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо, дочерью аптекаря.
Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, Гарсиа Маркес решил посвятить себя журналистике и литературе. Наибольшее влияние на него оказали такие писатели, как
Эрнест Хемингуэй,
Уильям Фолкнер,
Джеймс Джойс,
Вирджиния Вулф,
Франц Кафка.
C 1950 по 1952 год он вёл колонку в местной газете «El Heraldo» в
Барранкилье[15]. За это время он стал активным членом неформальной группы писателей и журналистов, известной как Группа Барранкилья, которые вдохновили его начать литературную карьеру
[16]. С 1954 года Гарсиа Маркес работает в
Боготе в газете «El Espectador», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы.
В 1956 году Гарсиа Маркес работал в
Париже в качестве иностранного корреспондента данной газеты; там он пытался писать репортажи и рассказы, но серьёзных доходов от этого занятия не имел. Позднее он вспоминал: «Я собирал бутылки и старые газеты, за которые мне давали несколько сантимов. Временами я одалживал старую косточку у мясника, из неё варили похлёбку». Летом 1957 года 30-летний Гарсиа Маркес побывал в
СССР на
Московском фестивале молодёжи и студентов (приглашения он не имел, но сумел в
Лейпциге пристроиться к землякам из колумбийского фольклорного ансамбля, поскольку неплохо пел и танцевал, играл на гитаре и барабанах). Воспоминания о поездке запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы кока-колы!»
[17]. В декабре 1957 года Гарсиа Маркес переехал в
Каракас, приняв предложение о работе в газете «El Momento».
В марте 1958 года Гарсиа Маркес ненадолго приезжал в Колумбию, где женился на Мерседес Барча, и вдвоём с ней вернулся в Каракас
[18][19]. В 1959 году у супругов родился старший сын, в будущем кинорежиссёр и сценарист
Родриго Гарсиа, призёр
Каннского кинофестиваля[19]. В 1961 году семья переехала в
Мексику[20][21]; три года спустя у супругов родился второй сын, Гонсало, позднее работавший в
Мехико графическим дизайнером
[21][22].
Параллельно Гарсиа Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В
1961 году у него выходит повесть «
Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba; первоначально читатели эту повесть не оценили: из 2000 отпечатанных экземпляров было продано лишь около 800
[17]), в
1966 году - роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «
Сто лет одиночества» (Cien años de soledad,
1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен
премии Ромуло Гальегоса.
В 1984 году
В
1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил
Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки»
[23]. Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию
[24].
Во время президентства в
США Б. Клинтона (1993-2001) Гарсиа Маркес по личной просьбе президента
МексикиКарлоса Салинаса де Гортари, неофициально осуществлял посредничество при переговорах между Клинтоном и главой
Республики Куба Фиделем Кастро[25].
В мае
2000 года в ежедневной перуанской газете
La República под именем Гарсиа Маркеса была напечатана поэма «Кукла» (La Marioneta), которая послужила подтверждением информации о смертельной болезни писателя. Информация была быстро растиражирована газетами, однако вскоре выяснилось, что автором этого произведения является вовсе не всемирно известный автор, а мексиканский чревовещатель Джонни Велч (Johnny Welch), под чьим творением по неизвестным причинам оказалось имя Гарсиа Маркеса. Позднее факт ошибки признали оба
[26]. Однако и по сей день в сети очень часто встречаются эти строки, подписанные именем Нобелевского лауреата. Иногда не очень внимательные поклонники и авторы фан-роликов по непонятным причинам приписывают эту поэму и вовсе
Пауло Коэльо[27].
В
2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии - «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».
В августе
2004 года Гарсиа Маркес продал права на экранизацию своего романа «
Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в
2006 году в
Картахене, на карибском побережье Колумбии. В октябре
2004 года Random House Mondadori и Grupo Editorial Norma опубликовали последнее произведение Гарсиа Маркеса - «
Вспоминая моих грустных шлюх». За месяц до официальной презентации книжные «пираты» выкрали рукопись и запустили эту книгу в продажу. Писатель в ответ на это изменил финал повести. Миллионный тираж был раскуплен за рекордно короткий срок. Пиратские же подделки, большую часть которых конфисковала полиция, теперь предмет охоты для коллекционеров.
В
2006 году Педро Санчес, мэр городка Аракатака, в котором родился Гарсиа Маркес, предложил переименовать поселение в
Макондо, в честь места действия романа «Сто лет одиночества». Было проведено голосование, но, хотя более 90 % проголосовавших высказались за переименование, город переименован не был, поскольку в голосовании приняла участие лишь половина из необходимых 7400 человек
[28].
26 января 2006 г. вместе с
Фрейем Бетто,
Эдуардо Галеано,
Пабло Миланесом,
Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры Гарсиа Маркес выступил с требованием о предоставлении
независимости Пуэрто-Рико.
В
2009 году правительство
Мексики признало, что мексиканские власти вели слежку за Габриэлем Гарсиа Маркесом с 1967 года по 1985 год (то есть в период президентства
Луиса Эчеверрии и
Хосе Лопеса Портильо) из-за его связей с коммунистическими режимами и лидерами
[29][30].
Осенью
2010 года выходит сборник ранее не публиковавшихся выступлений Гарсиа Маркеса за период с 1944 по 2007 год. «
Я здесь не для того, чтобы говорить речи» (Yo no vengo a decir un discurso)
[31].
Цитаты
У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо - огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим».
[48] Я всегда говорил и никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные люди живут в России.
[49] В два часа ночи, дописав эпизод гибели Аурелиано Буэндиа, Маркес поднялся в свою спальню, где крепко спала Мерседес, лег и проплакал два часа. Не нужно быть большим знатоком его биографии, чтобы понять: убив своего главного героя, он оказался перед лицом бренности собственного бытия, подвел черту под романом и положил конец уникальному опыту - по сути, целому периоду своей жизни: распрощался с прежним собой и порвал те особенные, не поддающиеся описанию отношения с человеком, сыгравшим важную роль в его судьбе, - со своим дедом (отныне навсегда для него потерянным, ибо литература не могла его воскресить). И вот теперь по иронии судьбы, находясь на пути к успеху, Гарсиа Маркес вновь стал тем человеком, каким он представлялся в своих ранних рассказах, - человеком, обреченным переживать одну за другой множество смертей по мере того, как он оставлял позади каждое мгновение своей жизни, каждый предмет и всех тех, кого он любил. Кроме жены и детей. Click to view
Click to view