Простите pls!

Feb 18, 2018 13:59

Сегодня у православных - Прощеное Воскресенье.Последний день Масленицы называют Прощеным Воскресеньем, в 2018 году оно приходится на 18 февраля - считается, что в этот день нужно попросить прощения у всех, кого мог вольно или невольно обидеть в течение года. В современных условиях, казалось бы, сделать это легче лёгкого: достаточно лишь отправить сообщение в любом мессенджере... Но представители РПЦ настаивают: формальное извинение не нужно ни просящему, ни адресату, ни Богу, так что Прощеное Воскресенье - хороший повод встретиться или хотя бы созвониться.


Само по себе Прощёное Воскресенье основано на чтении Евангелия от Матфея, где говорится: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Попросить прощения друг у друга нужно перед началом Великого поста, чтобы войти в него с чистой душой и приготовиться к встрече Пасхи. Однако сделать это следует искренне, а не формально - иначе никакого толка и очищения не получится. О том, как правильно провести Прощёное Воскресенье и подготовиться к началу Великого Поста, «МК» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин:

- Прежде всего нужно прийти в храм на чин прощения, который совершается обычно вечером, но иногда и в днем, после литургии - зависит от конкретного храма. В это время читается молитва на начало поста, и после это священники и протоиереи сами просят прощения. Все просят прощения у духовенства, а потом друг у друга. Главное - чтобы это не было формальным актом; человек действительно должен желать прощения и не возвращаться потом к тому, за что прощения попросил. Взаимные обиды в этот день нужно по-настоящему закрыть. Этот день очень хорош для прекращения многолетних распрей, семейных конфликтов, отпущения застарелых обид.

- Как это лучше всего сделать?

- Если нет возможности встретиться в храме, можно прийти в гости, можно позвонить. Я бы только лишь не советовал рассылать СМС-сообщения веером по всей адресной книге. Не каждый человек поймет, о чем речь, у нас много далеких от православной культуры. Можно в ответ на «Прости меня» нарваться на удивленное «А за что тебя прощать?» или того хуже - на вопрос «Вообще кто это?».

- Кстати, а нужно ли уточнять, за какой именно проступок ты просишь прощения?

- Обычно не уточняют. Можно просто сказать «Простите меня», можно добавить про все прегрешения, вольные или невольные. Однако если что-то тяготит душу, хочется проговорить какую-то свою вину или проблему, в этом нет ничего плохого. Так даже лучше - это поможет не превращать взаимное прощение в пустую формальность.

- Что можно посоветовать людям, которые чувствуют, что не могут отпустить обиду, хотя прощения у них попросили?

- Лучше все-таки постараться простить. А потом прийти на исповедь и покаяться в том, что не можешь избавиться от застарелой обиды. Нужно молиться о том, чтобы эта обида окончательно ушла из сердца. И за того человека, на которого ты обижаешься, тоже стоит молиться - чем больше ты будешь это делать, тем скорее обида отпустит.

- И если наоборот: как быть человеку, которого отказываются прощать?

- То же самое: нужно пойти в храм и молиться за человека, который отказал в прощении. Другого быть не может.

- Прощёное Воскресенье - последний день перед начало Великого Поста. Как следует его провести?

- На самом деле на протяжение всей Масленичной недели уже нельзя есть мясо, только молочные продукты и яйца. Странно поступают те, кто стремится наесться как будто впрок вечером в воскресенье - уже после вечерни веселье неуместно, нужно готовиться. Если мы уже вознесли молитвы на начало поста, то садиться за стол нельзя. Поэтому и традиционные масленичные гуляния тут не очень уместны - да и вообще это не самая лучшая традиция, ведь неделя эта должна быть строгой, особенно под конец.
Прошу у всех: френдов и не-френдов - прощения - по-ивритски слихОт:

Слихот - текст особой молитвы, которую читают перед утренней молитвой - чтобы вызвать в «высших духовных мирах» дополнительное снисхождение к еврейскому народу вообще и к данной общине, в частности.

Слихот читают в период траурных дней в память о разрушенном Иерусалиме и в другие «дни переживаний и тревоги.

Тексты слихот имеют много общего, но отличаются друг от друга - в зависимости от того, по какому именно поводу они произносятся.

Среди всех выделяется текст слихот, которые начинают читать перед Рош а-Шана и читают - до утра перед Йом Кипуром.

Слово слихот - форма множественного числа от слова селиха (ударение на последнем слоге), которое означает - «признание ошибки и просьба о прощении».

В дни, связанные с Рош а-Шана и Йом Кипуром текст селихот имеет следующую структуру:

1. «Ашрей» - фразы из книги Теилим (гл. 84, ст. 5; гл. 144, ст. 15 и глава - псалом - 145, полностью).

2. Небольшая поэтическая элегия (см. ниже).

3. Отрывок из Торы (о великой милости Всевышнего) - Шемот, гл. 34, ст. 5-7 (этот отрывок повторяется несколько раз, после каждого чтения дополнительных элегий).

4. «Видуй» - подробное перечисление ошибочного поведения человека (общий список, не индивидуальный, ибо все евреи - в ответе перед Небом друг за друга).

5. Перечисление описанных в Танахе событий - когда Всевышний спасал от великой беды или смерти.


Мы говорим в Слихот ("Дни прощения" перед Новым Годом): "Услышь наш голос, Создатель, Б-же наш (Ад-ной Элокейну), пощади и смилуйся над нами, и прими милосердно и с желанием нашу молитву." В молитве "Таханун" (Мольба) по понедельникам и четвергам мы говорим: "Пощади нас, Ад-ной, по милосердию Твоему и не отдай нас в руки жестоким. Почему говорят народы: Где их Б-г? ... Наш голос услышь и помилуй, и не оставь нас в руках наших врагов, чтобы стереть наше имя... Но при всём этом Имя Твоё мы не забыли, - не забывай же и нас."

ПРЕДИСЛОВИЕ главного раввина России р. Берла Лазара

Среди многочисленных молитв, с которыми мы обращаемся к Богу, молитвы Слихот занимают особое место. На их важность указывает даже время произнесения: Слихот как будто специально назначены на самое неудобное для человека время. Первая молитва Слихот произносится в ночь с субботы на воскресенье и начинается после полуночи - нет другой такой молитвы, ради которой нужно приходить в синагогу за полночь. В следующие дни, вплоть до Рош fa-Шана, мы читаем Слихот ранним утром: то есть просыпаемся в необычно ранний час, идем в синагогу еще в темноте и натощак.

Чтобы понять смысл Слихот, мы должны вспомнить весь контекст исторических событий, благодаря которому появились эти молитвы. Это были дни Исхода, когда евреи, выйдя из Египта, пребывали в пустыне Синайской. В день Шавуот Бог впервые даровал нам Свои заповеди. После этого Моше 40 дней находился на горе Синай, где учился у Всевышнего Устной Торе. Однако за день до того, как Моше оттуда спустился, евреи согрешили и начали поклоняться золотому тельцу. Увидев это, Моше разбил Скрижали Завета, а затем 40 дней молил Бога, чтобы Он простил народ Свой. Наконец Моше вновь поднялся на гору и пребывал там еще 40 дней, а в Йом Кипур сошел со Вторыми Скрижалями, на которых вновь были начертаны Десять заповедей.

Эти последние 40 дней каждый год даются нам на подготовку к прощению, которое мы должны просить у Бога за грехи наши. Это время, когда Он пребывает рядом с нами - как царь, выходящий к народу из своего дворца. Это время, когда каждый из нас может подойти к Богу вплотную и попросить у него прощения за грехи.

Важнейшим моментом сорокадневного периода подготовки к Искуплению являются последние дни календарного года, когда мы дополнительно к ежедневным молитвам читаем Слихот. «Слихот» в буквальном переводе означает «просьбы о прощении». В этих молитвах периодически повторяется фраза, которой Сам Всевышний обучил Моше, пройдя перед лицом его: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Шмот, 34:6-7).

Вот как это место объясняется в Талмуде: «Сказал рабби Йоханан: если бы не было написано, нельзя было бы это сказать. Из этого мы делаем вывод, ЧТО БОГ  ОДЕЛСЯ КАК "ШЛИАХ-ЦИБУР" И ПОКАЗАЛ МОШЕ ПОРЯДОК МОЛИТВЫ. И СКАЗАЛ ему: каждый раз, когда евреи согрешат, пусть делают так предо Мною, в таком порядке, и тогда получат прощение от Меня» (Рош га-Шана, 176).

Иными словами, молитвы Слихот являются для нас не просто путем просить прощения у Бога, но путем, подробно показанным Самим Богом!

френдолюбие, христиане, френды, #Иудаизм, Россия, православная космогония

Previous post Next post
Up